В Республике Алтай по-разному отнеслись к идее создания здесь игорной зоны
В Республике Алтай уже неделю обсуждают предложение Минфина России открыть в регионе шестую в стране игорную зону. Местные жители восприняли идею неоднозначно: кто-то против появления Лас-Вегаса в сакральных горах Алтая, а кто-то видит в этом новые возможности для развития туризма. Корреспондент "РГ" собрала лишь некоторые Pro et contra.
Минфин выставил на общественное обсуждение на портале проектов нормативных правовых актов поправки в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр...". По сути, поправка там одна. К пяти регионам, где сегодня уже есть игорные зоны - Республике Крым, Алтайскому, Краснодарскому, Приморскому краям и Калининградской области - добавлена Республика Алтай.
До 29 октября любой желающий может оставить свой отзыв на законопроект на портале. Пока там 168 отзывов против и два - за. Да и среди жителей республики превалирует скорее негативное отношение к новой игорной зоне. "Зачем, - пишут они в соцсетях, - она нам, если всего в 40 километрах от Горно-Алтайска уже работает "Сибирская монета"?". "Я правда не понимаю, зачем игорная зона в республике, которая позиционирует себя как уголок нетронутой природы, место силы, - недоумевает жительница Горно-Алтайска. - Туристы к нам едут, чтобы полюбоваться красотой этих мест, прикоснуться к национальной культуре. Азартные игры не вписываются в эту концепцию".
В 2024 году в "Сибирской монете" побывало 165 тысяч человек, тогда как в "Красной Поляне" - почти миллион, в "Янтарной" - больше 400 тысяч
"Для региона это может стать интересным решением, - ответили корреспонденту "РГ" в правительстве республики. - И еще одним привлекательным фактором для развития туризма. Мы готовы прорабатывать детали вместе с ведомствами. Но пока детального обсуждения проекта не было".
Республика Алтай еще в 2007 году могла побороться за право открыть у себя игорную зону, но не стала участвовать в конкурсе. Руководство региона тогда посчитало, что азартные игры противоречат менталитету местного населения. Что изменилось за восемнадцать лет? В пояснительной записке к законопроекту сказано, что игорная зона позволит "обеспечить дополнительный стимул для развития республики, увеличить туристический поток и создать новые рабочие места". Но, по мнению представителей туротрасли, регион сегодня и так едва справляется с турпотоком. Он достигает 2,8 миллиона в год. Это при том, что местное население составляет всего 210 тысяч человек. В последние годы республика стабильно входит в десятку самых популярных туристических регионов.
"В создании игорной зоны заинтересованы крупные инвесторы, которые развивают проекты, рассчитанные на привлечение туристов с высоким уровнем доходов, например, курорт "Манжерок", - считает председатель правления Ассоциации туристской индустрии Республики Алтай Сергей Зяблицкий. - Игорная зона будет этому способствовать. Но не думаю, что ее открытие существенно увеличит общий поток отдыхающих. Что касается новых рабочих мест, то у нас в туротрасли многие вакансии закрывают приезжие. Поэтому игорная зона - это скорее коммерческий проект, который не вполне учитывает интересы и менталитет нашего населения".
Кстати, ряд экспертов уверены, что появление рядом с "Сибирской монетой" еще одной игорной зоны может сократить поток игроков в соседнем Алтайском крае. Сейчас здесь итак немного желающих поиграть. В 2024 году в "Сибирской монете" побывало около 165 тысяч человек, тогда как в "Красной Поляне" - почти миллион, в "Янтарной" - больше 400 тысяч.
Обсуждение крутить или не крутить в республике рулетку продолжается...
Мнения
Рулетка или село?

Pro
Эркин Енчинов, руководитель отдела истории и этнографии (этнологии) НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова:
- Рядом есть игорная зона и она сегодня никого не пугает. Люди туда приезжают отдохнуть, кто-то из жителей Республики Алтай там даже работает. Страх неизведанного и непонятного уже прошел.
Раньше и к туризму местное население относилось с опаской. А сегодня это чуть ли не главный драйвер развития региона. Даже в отдаленных селах люди ждут туристов, получают гранты, открывают свой бизнес. Мне кажется, сегодня жители республики более открыты различным новшествам. Наши исследования это подтверждают: если до 2000-х годов они в основном были домоседами, то сегодня активно путешествуют, мигрируют, выезжают на заработки в другие регионы. А внутренние духовные ценности каждый человек выбирает для себя сам.
Сontra

Владимир Петров, председатель Региональной общественной организации "Совет ветеранов государственной и муниципальной службы еспублики Алтай" (Совета старейшин):
- Я считаю для Республики Алтай игорная зона не актуальна. Мы должны сохранять традиции, обычаи, культуру коренного населения, которое здесь веками живет.
А игорная зона будет развращать молодежь, отвлекать их от традиций и обычаев. Когда к нам будут приезжать толтосумы, чтобы покрутить рулетку, посорить деньгами - это ничего хорошего не даст для воспитания подрастающего поколения. Ставку надо делать не на казино, а на развитие экономики и социальной сферы. Нужна более объемная поддержка села, где как раз и сохраняют национальные традиции и обычаи. А село сегодня, к сожалению, разваливается, АПК не развивается, сокращается поголовье скота. Люди уезжают в другие регионы за заработками. Нам село нужно поднимать, а не игорную зону!