«Формула любви» не помогла. Печальная судьба усадьбы Ляхово. Фоторепортаж
1 ноября в 5.50 телеканал «МИР покажет фильм Марка Захарова «Формула любви. Корреспондент и фотограф MIR24.TV побывали на месте съемок в усадьбе Ляхово. Как изменилась за сорок один год некогда живописная локация, приглянувшаяся режиссеру в специальном фоторепортаже.
Подмосковные просторы по сценарию превратились на экране в Смоленскую губернию, куда сбежал от преследования властей авантюрист Джузеппе Калиостро со своими верными помощниками. Даже осенью красота полей притягивает взгляд. Однако некоторые участки дороги в области такие, что немудрено было графу потерять там колесо от кареты.
Сквозь века
Найти усадьбу Ляхово можно только по одному ориентиру на карте. Это автобусная остановка Ляхово-2. В ста метрах от трассы сразу за ней виднеется ветхое строение со следами былого аристократизма. Как гласит составленный еще в 70-е годы прошлого века паспорт объекта, это «образец небольших поместий эпохи русского классицизма.
Главный усадебный дом не раз оказывается в кадре «Формулы любви. В 1984 году там еще можно было жить, потому что после событий 1917-го сначала в отобранных зданиях устроили школу, а потом передали опытному хозяйству «Ильинское НИИКХ, который распределил их дополнительно между общежитиями и детским садом.
Вообще информация об истории создания противоречивая, в документах сходится только одно не позднее 1812 года. И в паспорте самого усадебного дома появляется фамилия первого владельца и основателя Васильчиков. Сейчас эта территория относится к Домодедовскому району, а раньше называлась Бронницким уездом.
«Скучно нам
На настоящий момент из построек остались только главный усадебный дом и разрушенный флигель, вершины стен которого помимо мхов и лишайников уже украшают тоненькие деревца.
Когда в декабре прошлого года участники проекта «Консервация, запущенного пять лет назад Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) для сохранения архитектурного наследия нашей страны, добрались до усадьбы, чтобы сделать замеры, картина была совсем удручающая.
Изящной решетки на балконе, куда выходила Машенька в фильме, давно нет и в помине. Как окон и дверей.
Павел Стенчев, региональный координатор и архитектор, курирует наши объекты на юге Московской области, в Тульской и Калужской областях:
«В начале февраля 2025 мы провели консервационные работы главного дома усадьбы Ляхово для защиты от осадков и ветра. Закрыли дверные и оконные проемы щитами OSB, а крышу мезонина листами железа, чтобы хоть как-то защитить от влаги и так ветхое здание. Но при просевшем фундаменте, треснувшей стене и прогнившей стропильной системе мертвому припарка. И никто не контролирует людей, которые приходят в усадьбу, чтобы искать мифические клады и просто от скуки разрисовывать стены.
После простых манипуляций дом стал выглядеть хотя бы не таким бесхозным.
Через 8 месяцев следы трудов еще видны, хотя некоторые щиты сорваны, а внутри дома ямы глубиной больше полутора метров. «Черным копателям неймется.
«Мало восстанавливать памятники архитектуры, нужно воспитывать население бережно к ним относиться. И волонтерство это, конечно, хорошо, говорит координатор, но непрофессиональные действия могут только усугубить состояние объекта культурного наследия. Поэтому обязательно нужно консультироваться с профессионалами, прежде чем начинать какие-то консервационные или восстановительные работы.
Действительно, ведь этим неведомым Игорю и Максиму Куликову, оставившим здесь свои огромные автографы, и многим другим «художникам явно не объяснили, что так цивилизованные люди не делают. Виною всему безделье и скука. Не зря, видимо, на стене запечатлен крик души: «Скучно нам.
Ведь для таких вандалов это просто заброшка. Им ни о чем не скажет и нивелирный репер на стене (их начали устанавливать в 30-е годы ХХ века) с аббревиатурой «ГУ ГКЧП при СНК. Для них это просто буквы, а не свидетельство одной эпохи, наложенной совсем на другую будто материализованное время
И дом смотрит синим глазом на настоящее, уже окончательно потеряв прежний облик.
Сюда могли бы приезжать туристы, чтобы прикоснуться не только к истории русской усадьбы, но и почувствовать атмосферу съемок известного фильма. Но только табличка напоминает о том, что перед нами объект культурного наследия. И козы удивленно смотрят на чужаков, а репейник не собирается сдавать свои позиции.