Эколог усомнился в эффективности экорезерваций на Байкале

В Бурятии предложили вывести часть земель из границ Центральной экологической зоны Байкальской природной территории и создать «резервации как для индейцев в США», чтобы местные жители получали компенсации и следили за состоянием экологии региона. Эту инициативу оценил кандидат биологических наук, эколог Сергей Симак.

Эколог усомнился в эффективности экорезерваций на Байкале
© Вести Подмосковья

Член общественного совета байкальских районов при главе Бурятии Галина Арсеньева заявляла, что такое решение станет альтернативой сложившемуся положению, когда на природоохранной территории затруднительно вести хозяйственную деятельность, что влияет на благосостояние местных жителей. Речь идет о 140 тысячах человек, проживающих в 159 населенных пунктах. По мнению Арсеньевой, водоохранная зона Байкала должна соответствовать мировым стандартам в 200 метров, а не занимать сотни квадратных километров. 

«Интересно, что именно из опыта резерваций американских индейцев решили перенять в Бурятии? Напомню, что в США на таких территориях действует принцип самоуправления с правом создавать свои собственные правительства и принимать местные законы. Законы отдельных штатов США, как правило, не действуют в резервациях. Племена могут устанавливать и собирать собственные налоги, лицензировать и регулировать различные виды деятельности в пределах своих земель, а земля по факту принадлежит им. Важно понимать, что цели американских резерваций и охранной зоны Байкала совершенно разные. Резервации созданы исключительно для сохранения культуры и социума индейских племен, для чего им переданы ряд особых экономических и политических прав, а вовсе не сохранение природы, которой все равно, какой национальности или расы эксплуатирующие ее люди.

В то же время природоохранная зона Байкала необходима для сохранения экосистемы озера Байкал, неотъемлемой частью которой является его водосборный бассейн, а поиск компромисса природоохранных целей с хозяйственными и социальными устремлениями является необходимым средством. Идея компенсационных выплат за жизнь в условиях ограничений выглядит привлекательной, но я сомневаюсь в ее жизнеспособности. 

Любые эксклюзивные экономические или политические преференции всегда приводят к тому, что быть их получателем становится выгодно и их количество растет. Не думаю, что мы точно хотим роста населения в природоохранной зоне Байкала. 

Однако нельзя игнорировать и наличие реальных проблем, связанных с ограничениями на проведение работ, связанных с созданием и реконструкцией инфраструктурных объектов, а также с интересами живущих там людей. Но отмена необходимых для сохранения Байкала природоохранных ограничений компромиссом быть не может. Стоит разработать комплексную инфраструктурную программу с экологической экспертизой, которая может быть принята специальным законом или поправками к ФЗ «Об охране озера Байкал». То есть нужен закрытый перечень того, что можно делать, по принципу экологического права «Запрещено все, что не разрешено» (в отличие от принципа гражданского права «Разрешено все, что не запрещено»). 

Кстати, мировых стандартов водоохранных зон в 200 метров не существует. Их смысл в сохранении ключевых элементов наземных экосистем, от которых зависит состояние того или иного водоема. У малых рек и ручьев это 50 метров, у средних рек (10-50 км) - 100 метров, у рек длиннее 50 км - 200 м, а у рек 100-500 км и более - 300-500 метров. Ширина водоохранной зоны Байкала составляет как раз 200 метров, но ее не нужно путать с Центральной экологической зоной Байкальской природной территории, которая включает само озеро Байкал, его водоохранную зону и прилегающие особо охраняемые природные территории (ООПТ)», - пояснил Сергей Симак.

Глава Бурятии Алексей Цыденов рассказывал, что меры во восстановлению численности байкальского омуля дают положительные результаты. Вылов этой рыбы был запрещен в 2017 года, но сейчас у Северобайкальска омуля ловят уже с берега, хотя недавно его тут не было на протяжении двадцати лет. В связи с этим глава региона не исключил, что промышленный вылов может быть снова разрешен — через два года и в отдельных районах озера. 

Если разместить Байкал на территории Московской области, то озеро займет три четверти площади региона. В Подмосковье свои проблемы с охраной водоемов. Если идти по берегу Байкала, то человека встретить можно не скоро. А в Московской области даже подойти к берегу водохранилища, реки, озера или пруда очень сложно. Социальные сети региона кишат постами с возмущениями местных жителей, которые не могут отдохнуть на берегу водоема, искупаться или просто пройти короткой дорогой по своим делам. Застроено и перегорожено вдоль берегов буквально все. Как по закону, так и нет. Специалисты министерства экологии и природопользования Подмосковья регулярно выявляют нарушения Водного кодекса РФ. 

Буквально на днях двум частным лицам было предписано убрать незаконно установленные ограждения. Один гражданин перекрыл проход к ручью, впадающему в реку Истру у деревни Ведерниково городского округа Истра, а другой таким же образом «приватизировал» проход к реке Уче в городском округе Пушкинский. А под Волоколамском местный предприниматель установил в русле ручья насосную станцию, от которой к растениям в питомнике проложил трубы. Этот пункт не был прописан в договоре о водопользовании, как и обустройство канатного моста. Доходят дела и до судебных инстанций. Предприниматель с нарушением договора пользовался площадями у пруда на реке Туровке, что на территории музея-заповедника «Горки Ленинские». Он имел правило установить понтонные сооружения для досуга посетителей усадьбы. Но заодно еще возвел несколько летних домиков на сваях. С претензиями арендатор не соглашался и договор пришлось расторгнуть по суду. Напомним, что в Водном кодексе РФ прописано: все поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования (общедоступными).

Но на карте Подмосковья все же встречаются настоящие жемчужина, куда цивилизация добралась только местами. В регионе есть даже свой Байкала. Он куда меньше знаменитого тезки, но получил такое название в народе за похожие контуры с протяженностью и чистую воду. Этот водоем расположен в городском округе Воскресенск возле деревни Новочеркасское. Появился он из-за хозяйственной деятельности человека. На этом месте велась добыча фосфоритов, затем карьер заполнился водой, берега получились песчаными, а вокруг вырос рукотворный сосновый лес.