Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе

Путешествия на Северном Кавказе становятся доступнее для всех. Теперь горные тропы, старинные башни и музеи можно «услышать» глазами и «увидеть» словами. Особенные гиды — люди, которые сами живут в мире тишины или тьмы, или неравнодушны к окружающим, — открывают Кавказ для слабослышащих и слабовидящих туристов. Их экскурсии — это не только новые маршруты, но и новый опыт: как объяснить журчание реки жестами или показать картину словами.

Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
© «Это Кавказ»

Тихая экскурсия по Осетии

Надежда Дзантиева — первый и пока единственный в Осетии аттестованный гид для глухонемых. Благодаря ей путешествия по республике становятся доступны людям с ограниченными возможностями здоровья.

Жительница Владикавказа Надежда Дзантиева — инвалид детства по слуху. Любовь к путешествиям помогла ей найти свой профессиональный путь. Четвертый год она проводит экскурсии по Кавказу глухим и слабослышащим людям.

— Я поклонница активного туризма, это позволяет мне постоянно находиться в движении, путешествовать и познавать новые культуры. Но мне захотелось, чтобы это смогли себе позволить и другие инвалиды по слуху, — объясняет особенный экскурсовод.

Несколько лет назад Надежда прошла обучение на гида в Северо-Осетинском государственном университете. Для преподавателей она стала необычным учеником — курсы посещала вместе с сурдопереводчиком. После обучения ей вручили удостоверение аттестованного гида.

— В сообществе глухих хорошо развита коммуникация. Есть группы в соцсетях, сайты, где люди общаются. Поэтому об осетинском гиде для людей с проблемами слуха очень быстро узнали сначала в республике, а затем и по всей России.

Первая немая экскурсия от Надежды Дзантиевой состоялась через пару недель после получения сертификата гида: люди с нарушениями слуха благодаря языку жестов узнали о дореволюционных особняках Владикавказа.

Среди популярных маршрутов у туристов с ограниченными возможностями здоровья также горные ущелья — Кармадонское, Тагаурское, Куртатинское и Дигорское. Гид организует пешие походы и конные прогулки, мастер-классы по приготовлению осетинских пирогов.

— Я всю жизнь нахожусь в окружении людей с нарушениями слуха. Мне привычно и комфортно с ними. Это обычные люди, у каждого из них есть свои потребности, в том числе в путешествиях и экскурсиях. И мы не должны их в этом обделять, — объясняет Надежда Дзантиева.

«Нас привезли в Нальчик, и я влюбилась!»

Людмила Черанева, слабослышащий гид-экскурсовод из Нальчика, ведет экскурсии с помощью русского языка жестов. С профессией ее свела судьба:

— Когда мы эвакуировались из Херсонской области, нас привезли в Нальчик. И я влюбилась! Сказала мужу: хочу быть гидом и вновь увидеть горы, ведь я любила горы Крыма, часто ходила в походы. Через некоторое время представитель Всероссийского общества глухих Мурат Ахаминов предложил пойти учиться заочно, я подала заявку в КБГУ, стала знакомиться с материалом. Затем сдала экзамен в министерстве туризма и курортов КБР и осуществила мечту.

Узнать об экскурсоводе можно в телеграм-каналах Ассоциации глухих гидов России и Всероссийского общества глухих, да и свой канал Людмила тоже ведет.

— Маршруты я создаю по просьбе экскурсантов. Например, люди хотят посмотреть Голубые озера. Я предлагаю несколько точек: можно заехать в Верхнюю Балкарию, остановиться у старой колесной дороги, а на обратном пути искупаться в термальном источнике в Аушигере. Также я провожу пешие экскурсии по Нальчику, составляю индивидуальные маршруты.

Специфика работы заключается не только в использовании жестового языка. Для экскурсий Людмила готовит визуальные материалы: таблички, схемы, картинки, адаптирует информацию, чтобы та была понятна без использования устной речи. Важны терпение и внимание, ведь общение может занять больше времени и потребовать дополнительных объяснений.

— Моя любимая экскурсия — ресторан Сосруко. Уникальны и само здание, и смотровая площадка, с которой открываются потрясающие виды на горы и Нальчик. Особенно нравится рассказывать посетителям древнюю легенду о богатыре Сосруко.

Есть немало мифов и стереотипов о людях с нарушениями слуха. Людмила объясняет, как все обстоит на самом деле.

— Кто-то считает, что все люди с нарушениями слуха ничего не слышат, но есть разные степени: от глухоты до частичной тугоухости. Многие используют слуховые аппараты и читают по губам. То же самое с мифом о немоте — говорить не могут только те, кто не учился этому в детстве. Да и жизнь у людей с нарушениями слуха полноценная, в ней есть место для общения, учебы, работы и путешествий.

Первый сурдоэкскурсовод Чечни и самый популярный «КРА»

Баудин Бисултанов — первый и пока единственный сурдоэкскурсовод в Чечне. Помимо того, мужчина является заместителем председателя Всероссийского общества глухих и часто организовывает разные мероприятия.

Баудин родился и вырос в мире тишины. Учился в Ставрополе, в специализированной школе для слабослышащих. Пробовал себя в разных профессиях — программист, столяр, сварщик. Но настоящее призвание Бисултанов нашел в том, чтобы делиться любовью к родному краю, проводить экскурсии для глухих и слабослышащих туристов. Таких в республику, по его словам, приезжает достаточно — по пять-шесть групп в месяц. Самый большой показатель составляет 111 человек за месяц.

— Им очень нравится узнавать про наши обычаи и традиции, особенности менталитета, например про то, как у нас соблюдается субординация в семье и так далее, — объясняет Баудин.

Самый популярный жест в общении с туристами — «КРА» (Кадыров Рамзан Ахматович — ред.): люди задают много вопросов о главе республики и просят передать ему слова благодарности за такой красивый город. Водит группы Баудин не только по Грозному. Есть еще туры к озеру Кезеной-Ам, в Ведучи и Аргунское ущелье.

Хотя Баудин почти не слышит, он может произносить некоторые слова и читает по губам, если собеседник не слишком тороплив в речи. В жизни необычного гида важную роль играет его семья, особенно дочь Роза — его голос, уши, переводчик и самый преданный друг, который понимает отца с полувзгляда, полужеста.

— Оба моих родителя не слышат, но у мамы глухота, приобретенная по причине болезни в детстве. Когда я была маленькой, общалась на жестовом языке, и в основном с папой, — улыбается Роза. — Когда родственники поняли, что я слышу и могу говорить, отдали в садик, потом в школу.

В школе она стеснялась своего умения говорить на языке жестов, но со временем осознала, что это ее преимущество.

— Иногда я завидовала подругам, которые могут разговаривать со своими родителями. Но потом подумала: зато у них нет такого папы. Я могу разговаривать с ним часами. У таких людей особенное чутье. Кажется, как можно воспитывать детей, если ты даже не слышишь, как они плачут? Но на самом деле они очень чуткие и внимательные. Чувствуют буквально кожей. Папа мгновенно может понять, что у меня испортилось настроение.

Еще в Ставрополе во время учебы в школе для глухонемых Баудин познакомился с Андреем. Все эти годы мужчины поддерживали дружбу. Недавно Баудин узнал, что у друга сгорел дом и ему негде жить. Приехал и забрал Андрея в Грозный, устроил на работу грузчиком. Сейчас Андрей живет в его доме.

Баудин не воспринимает свою особенность как приговор, наоборот, считает себя счастливым человеком.

— У меня прекрасная семья, друзья и возможность рассказывать людям о моей замечательной Родине. Единственное, о чем я мечтаю, — чтобы как можно больше людей приехали в мой город и увидели его красоту.

Тяжело на экзамене, легко в толпе туристов

В 2025 году на Ставрополье появились два гида, которые проводят экскурсии для слабослышащих и глухонемых туристов на языке жестов. Сегодня такие аккредитованные специалисты работают всего в 63 городах России.

Марина Новикова потеряла слух, когда ей был всего год, и поэтому с самого детства владеет русским жестовым языком. Сначала она проводила любительские экскурсии, как сама говорит, «за компанию» — для отдыхающих в санаториях. Благодаря «сарафанному радио» вскоре женщину стали рекомендовать другим курортникам с особенностями здоровья.

Так Марина работала на протяжении трех лет, а затем отучилась на курсах жестового языка для гидов и получила аттестацию в краевом министерстве туризма. Вдохновил ее пример Виктории Салий — глухого гида из Москвы, которая сегодня является президентом Ассоциации глухих гидов России.

— На экзамене мне было волнительно, даже страшно. Я сидела перед комиссией, на меня все смотрели, отчего становилось некомфортно, — делится Марина. — Но с вопросами я успешно справилась: помогли тестовые задания из интернета и, конечно, зубрежка истории Ставрополья и Кавказских Минеральных Вод.

По словам Марины, наибольшим спросом пользуются пешие обзорные экскурсии по Кисловодску и Пятигорску.

— Глухим туристам интереснее с глухим гидом, нежели со слышащим, — считает Марина. — И я, конечно, стараюсь сделать рассказ максимально увлекательным и насыщенным.

Марина ведет страницы в соцсетях, обменивается опытом с коллегами в чате глухих гидов России и через него же принимает заявки от туристов.

Григорий Мурашко из Кисловодска тоже слабослышащий и владеет языком жестов. К идее стать гидом подтолкнули желание помочь людям с такими же особенностями, как у него, и любовь к курорту.

Молодой человек работает гидом уже четыре года и, как и Марина, прошел аттестацию в министерстве туризма. Григорий сопровождает слабослышащих гостей Кавминвод на экскурсиях не только по Кисловодску, но и окрестным достопримечательностям. Отдыхающие часто выезжают в горы, на Медовые водопады и к горе Кольцо.

Показать невидимое

Зайнаб Кадилаева — единственный в Дагестане тифлокомментатор. По образованию она журналист, но выбрала другое дело жизни. Более пяти лет девушка проработала в библиотеке для слепых. Там же и пришла мысль разнообразить досуг людей с нарушениями зрения.

— Я видела, как слепые и слабовидящие стремятся узнать что-то новое, какие они жадные до знаний, — вспоминает Зайнаб.

Помимо работы в библиотеке она сотрудничала с учебными заведениями для слабовидящих детей. И однажды в рамках проекта «Культура — детям Дагестана» пригласила ребят из избербашского интерната на спектакль «Аладдин и волшебная лампа» в Русский театр в Махачкале.

— Сидя рядом с ними, я поняла, как им хочется увидеть то, что происходит на сцене, когда весь зал смеется. Я пыталась описывать происходящее и задумалась: а что если делать это профессионально?

Несколько месяцев Зайнаб обучалась на тифлокомментатора в специализированном московском институте «Реакомп». Девушка осваивала умение лаконично, красочно и точно описывать события и предметы, позволяющее незрячим или слабовидящим людям воспринимать визуальную составляющую. После профессиональной переподготовки девушка вернулась на родину и начала помогать профессиональным гидам в работе с особенными туристами. Первые такие экскурсии прошли в Театре кукол и в Национальном музее Дагестана.

— При подготовке материала важно консультироваться со слепыми, так как можно что-то упустить. Если у опытных коллег на это уходит две недели, то у меня — около месяца, так как я новичок, — делится Зайнаб.

Тифлокомментаторы работают со специальным оборудованием, похожим на то, что используется для синхронного перевода в театрах. Его Зайнаб предоставляет региональное Общество слепых. Девушка сопровождает экскурсии бесплатно. В планах — «показать» слабовидящим исторический центр Махачкалы.

промо изображение