Рамблер
Все новости
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Отдых в РоссииОтдых за границейЛайфхакиПутеводители
Помощь
Полная версия

Туристические маршруты в Арктике лишились официального статуса

Многие туристические маршруты, которые давно популярны в российских регионах, до сих пор не имеют официального статуса и могут быть закрыты в любой момент. Примером этому стала республика Коми. В наступившем зимнем сезоне она осталась без главного туристического маршрута, на создание которого ушло около десяти лет. Речь идет о пути, по которому можно было добраться на снегоходах и лыжах через Печоро-Илычский заповедник до знаменитых столбов выветривания на плато Маньпупунер. Недавно его закрыли по требованию прокуратуры, и теперь главная природная достопримечательность Коми доступна для посещения только через соседние регионы.

В период с 2017 по 2023 годы туристы добирались на плато со стороны Республики Коми по маршруту вдоль реки Печоры через кордоны Полой и Шежым Печорский. Рассмотрев результаты зимнего сезона 2023 года, руководство заповедника решило перенести зимний маршрут на реку Илыч по нитке "Кордон Усть-Ляга - плато Маньпупунер", чтобы снизить нагрузку на природу заповедника. Туристам понравился новый маршрут. Количество посетителей со стороны Республики Коми выросло. Так, зимой 2022 года со стороны Республики Коми плато Маньпупунер посетили 117 человек, зимой 2023 года - 131 человек, зимой 2024 года - 191 человек, а зимой 2025 - уже 291 человек.

Однако по завершении сезона выяснилось, что маршрута "Кордон Усть-Ляга - плато Маньпупунер" в "Положении о Печоро-Илычском заповеднике" больше нет. Дело в том, что в 2022 году в этот документ внесли правку, которая убирала этот маршрут из списка официальных маршрутов заповедника. К столбам выветривания со стороны самой республики зимой попасть стало невозможно.

Руководство заповедника не раз направляло в Минприроды РФ письма с просьбой внести в положение нужные поправки. Но это так и не было сделано, поскольку федеральный закон 77-ФЗ от 18 марта 2023 года запрещает заповедникам увеличивать площади или изменять границы участков, которые выделены для частичного хозяйственного использования.

Тем не менее до 2025 года заповедный маршрут пытались сохранить. Окончательно это стало невозможным после вмешательства прокуратуры в марте. Она сочла маршрут нелегальным, поскольку он не был разработан и утвержден в установленном законом порядке. По данным надзорных органов, туристские группы на своем пути пересекали шесть несанкционированных ледовых переправ, две из которых расположены в границах особо охраняемой территории. Из всех экскурсоводов заповедника курсы оказания первой помощи прошел лишь один, на гида-экскурсовода и инструктора-проводника не обучался никто.

Теперь открытие маршрута всецело зависит от сроков внесения изменений в положение, которые на данный момент неизвестны, отмечают в заповеднике.

С одной стороны, нарушать закон недопустимо. С другой - сегодня, по мнению экспертов, придраться таким образом можно почти к любому туристическому маршруту. Примером этому может служить национальный парк "Хибины" в Мурманской области, созданный в 2018 году и включающий в себя Хибинские горы, чрезвычайно популярные среди туристов. Хибины посещают десятки тысяч человек в год. Управление нацпарком возложено на Лапландский заповедник. При этом территория до сих пор никем не охраняется и не обустраивается, поскольку заповеднику не выделяют на это деньги. Пока там лишь выставлены таблички, обозначающие границы нацпарка. Разнообразные "несанкционированные переправы" в Хибинах никем не считаны, равно как и гиды, не прошедшие обучение и не умеющие оказать первую помощь туристам своих групп.

В итоге охрану заповедника фактически взяли на себя волонтеры некоммерческого Фонда сохранения биологического разнообразия Кольского полуострова "Мурманский лосось". Примерно раз в неделю они проводят рейды по территории нацпарка на своих собственных снегоходах и осматривают его территорию собственными квадрокоптерами. Финансируется эта работа за счет гранта, предоставленного местным градообразующим предприятием. Количество туристов из года в год увеличивается, а значит растет нагрузка на природу нацпарка, подчеркивает директор фонда Валерий Иркашев. Однако власти не заботятся о том, чтобы туристы приходили на уже подготовленные маршруты, имеющие официальный статус.

- Выявляемые нарушения мы не можем оформлять, поскольку являемся волонтерами и не имеем необходимых полномочий, - подчеркивает Валерий Иркашев. - Мы проводим предупредительные беседы, разъясняем, что можно делать в лесу, а что нельзя. И во многих случаях такие беседы действуют лучше, чем штрафы. Без просветительской работы обойтись невозможно

Ситуация же с охраной природы в Заполярье весьма далека от идеала. Лучше всего это демонстрирует ситуация с охотнадзором. Согласно поручению президента №2374 от 2016 года, в одном муниципальном районе необходимо не менее трех инспекторов охотнадзора. Все они должны иметь правовой статус, как у полиции, и их необходимо обеспечить служебным оружием. Сегодня же на четыре муниципальных района Мурманской области, в которых насчитывается более 35 тысяч охотников, приходится всего четыре охотинспектора.

- Помимо этого мы совместно с госорганами обучаем общественных инспекторов по охране окружающей среды, - говорит Валерий Иркашев. - Лучше всего природные территории охраняют те люди, которые на них живут. Через любовь к природе прививается любовь к Родине.

Еще один пример - природный парк "Полуострова Рыбачий и Средний", расположенный на севере Мурманской области. Эти полуострова крайне популярны среди автотуристов.

Однако природный парк до сих пор не имеет ни одного официально утвержденного маршрута, отмечает президент ассоциации "Арктические гиды" Артур Шинкарук. При этом, по информации Дирекции особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Мурманской области, в 2024 году его посетили более 64 тысяч человек.

На самых популярных региональных ООПТ - природных парках "Полуострова Рыбачий и Средний", "Териберка" и "Сейдъявврь" - за последние два года турпоток увеличился более чем вдвое. Конечно, вряд ли кто-то возьмет на себя смелость закрыть въезд на Рыбачий и Средний. Но наладить хотя бы минимальный контроль турпотока давно пора.