Вышел новый роман Алексея Иванова "Невьянская башня"
Одной из самых продаваемых новинок начала зимы стал исторический роман Алексея Иванова "Невьянская башня". Иванов выпускает по роману в год (сейчас уже работает над новым!), но еще ни разу не разочаровал своих поклонников. Новая книга современного классика - уральская готика, основанная на реальных событиях.
О том, как литература умножает символический капитал территории, как в историческом романе появился демон и с чем можно сравнить свет жидкого металла - Алексей Иванов рассказал на презентации. Встреча прошла в пространстве "Свое Поле", которое, к слову, тоже находится в исторической башне - конфетного цеха фабрики "Красный Октябрь".
Невьянская башня действительно существует и, как и в романе Иванова, кренится в одну сторону. Это реальный памятник архитектуры XVIII века, расположенный в центре Невьянска Свердловской области, примерно в 70 км от Екатеринбурга. Город был основан по указу Петра I: им же созданы два крупнейших завода - Невьянский и Каменский. Невьянский Петр I отдал в частные руки - Никите Демидову, который впоследствии перешел к его сыну Акинфию. Под руководством Демидовых предприятие превратилось в завод-гигант, сделавший владельцев по нынешним меркам мультимиллионерами.
Акинфий Демидов и стал главным героем романа Иванова.
По сюжету у него множество проблем. Татищев (владелец госзавода) давит на него на Урале, а в Петербурге граф Бирон пытается отжать у него несколько заводов. В семье все тоже неладно - то заговоры, то убийства. Возлюбленная крутит интрижки. И ко всему этому на заводе завелся демон, сжигающий людей. Как справиться с ним? Может быть, взять в союзники - заключив сделку?
При чем же здесь Невьянская башня, которая в реальности была фамильным сооружением Демидовых. По словам Иванова, так до конца и непонятно, для чего она служила. Пожарная каланча? Склад? Звонная? При строительстве из-за зыбкого грунта башня накренилась - но стоит скособоченной уже 300 лет. Обрастая жутковатыми легендами и преданиями: тут и фальшивомонетчики, и страшная гибель строившего башню зодчего, и замурованные в стенах бунтовщики, и привидения, конечно.
Все они помещаются в романе Иванова.
К башне долгое время было невозможно подойти - она была во владении завода. Лишь в 1970-х территорию "подвинули" - и превратили башню в музей.
"Литература умножает символический капитал территории, и это очень важно. Кто бы знал собор Парижской Богоматери без романа Гюго? На Урале есть немало примеров того, как культура поднимает индустрию. Например, когда Бажов опубликовал "Малахитовую шкатулку", о малахитовом деле чуть ли не забыли. В живых оставался один мастер, знавший секрет работы с малахитом. После выхода книги его успели расспросить - и малахитовое дело возродили", - привел Алексей Иванов пример того, как тексты могут помочь развитию территории.
Но если роман плотно замешан на истории - зачем писателю понадобился демон?
По задумке автора демон - связующее звено: "Я писал не только про Невьянск. Охватил всю империю Демидовых, вокруг которой происходило много всего. И "выгонка", когда власти ловили и переписывали раскольников. И находка настоящего сокровища на горе Благодать - залежи железной руды, в борьбе за которую был сожжен Степан Чумпин. Мне было необходимо нечто, объединяющее эти истории. Так возник демон. Демон - огонь. Металлургия - огонь. Чумпина сожгли. Раскольники устраивали массовые самосожжения. Везде присутствует огонь, а демон - его олицетворение. Так он и стал главной нечистью в романе".
Некоторые считают, что "Невьянская башня" написана под киносценарий. Может, это и так. Сам Алексей Иванов признается: при работе над романом думает и о популярном сегодня аудиоформате, у которого есть свои правила. Чтобы текст звучал хорошо, предложения должны быть короткими, не должно быть повторяющихся слогов, которые сбивали бы ритм, звучание. И за всем этим тоже приходится следить.
"Невьянскую башню" в формате аудиокниги озвучил Всеволод Кузнецов (легендарный дубляж Воланда де Морта, а также Брэда Питта, Киану Ривза, Тома Круза). Писателю Иванову понравилось - он успел в дороге прослушать половину романа.
Иванова спросили на встрече читатели: есть ли какой-то мотив, который подтолкнул его к созданию "Невьянской башни"? Он ответил: "Не определяющий, но важный мотив моих произведений - детское ощущение волшебства, мистики от действительных явлений. Здесь этим ощущением стало впечатление от металлургического процесса. Жидкий металл - божественное зрелище. Такого света, какой излучает жидкий чугун, в жизни не существует. Только если сравнить его со светом иконописи. Это ощущение первозданного творения, божьего присутствия. Чуда в реальной жизни".