Туристические города на Волге и Оке несут убытки от обмеления рек
МОСКВА, 6 мая. /Корр. ТАСС Юлия Петрович/. Предприятия сферы туризма, расположенные в городах на Волге и Оке, несут убытки от снижения числа заходов теплоходов, вызванных общим обмелением рек в этом году из-за малоснежной зимы. Обмеление рек мешает развитию туризма "Обмеление Рыбинского и Угличского водохранилищ, и в целом Волги в ее верхнем течении, которое происходит уже второй раз подряд, приводит к небольшому снижению количества теплоходов, заходящих в Углич - один из крупнейших центров круизного туризма в России", - сообщила ТАСС директор туристско-информационного центра Углича Юлия Воронова. По ее словам, в 2014 году, когда город впервые столкнулся с этой проблемой, в Углич пришло 890 теплоходов, что на 15 теплоходов меньше, чем в 2013 году. В прошлом году от Углича до Ярославля экскурсии приходилось отправлять на автобусах, так как теплоходы с низкой посадкой не могли пройти дальше Углича. "В среднем, каждый экскурсант-теплоходник оставляет в городе около 700-1500 рублей, а загрузка самих теплоходов в 2015 году по прогнозам снизится на четверть", - пояснила она. В целом, проблема обмеления рек в России остается одним из важнейших сдерживающих факторов развития туризма в малых городах, считает эксперт ассоциации "Настоящая Россия" Елена Царева. "Проблема очень серьезная. Например, обмеление Оки вблизи города Касимов (Рязанская область) в этом году, к сожалению, вновь очень большое: разлива практически не было, состояние реки такое, что с трудом прошли обычные баржи. В последние годы срок навигации сократился с пяти до одного месяца. По данным наблюдений Рязаньгидрометцентра, навигация в этом году будет на уровне прошлого, 2014 года", - рассказала Царева ТАСС. По ее словам, судоходные компании планируют рейсы только на май, далее расписание будет составляться в зависимости от погодных условий - пройдут дожди или нет. "Для туристической сферы города это весьма существенный удар. Если в 2004 году Касимовский краеведческий музей принимал в сезон 28 рейсов теплоходов (а каждый теплоход - это не менее 100 экскурсантов), в 2010 году - 32 рейса, то в 2014 году - только 10 рейсов. В текущем году количество рейсов может снизиться еще больше", - пояснила Царева. Она также отметила, что снижение количества рейсов автоматически приводит к снижению количества туристов и экскурсантов, из-за чего падают доходы города, для которого туризм является одним из главных направлений развития. "По всем оценкам, потенциал Касимова - 230-250 тысяч туристов и экскурсантов в год, и эта цифра вполне достижима, если по Оке могло проходить столько же судов, сколько проходило, например, еще в 90-х годах прошлого века", - заключила эксперт. О глобальном снижении потока туристов говорить пока рано В то же время, директор Мышкинского центра развития туризма Светлана Чистякова уверена, что о снижении потока туристов в этом году говорить пока рано. "Небольшой спад воды в районе Мышкина есть, но он не критичен и никак не скажется на количестве принимаемых городом теплоходов. С начала мая мы уже приняли 11 судов и планируем в этом году увеличение туристического потока - на вторые майские праздники запланировано по 2-3 теплохода в день", - сказала Чистякова по телефону корреспонденту ТАСС. Что делают круизные компании в связи с обмелением Круизные компании вынуждены менять маршруты в связи с низким уровнем воды в Волге, наступившем из-за малоснежной зимы. Опрошенные ТАСС туроператоры и эксперты предупреждают о необходимости замены судов и снижении их осадки. "С подобным аномальным явлением речники уже сталкивались. В первую очередь, необходимо обеспечить исправность гидроузла и его безопасность. Для этого приходится снижать осадку судов, проходящих через шлюз. И круизным теплоходам приходится уменьшать загрузку", - сообщил ТАСС начальник Городецкого района гидросооружений и судоходства (Нижегородская область) Владимир Костылев. Директор самарской туроператорской компании "Турбюро" Дмитрий Воропаев пояснил, что на Волге из-за недостаточного количества воды в Рыбинском и Угличском водохранилищах произошло обмеление участка "Балахна-Городец". "Четырехпалубные теплоходы серий 92-016 (производства Чехословакии), 301 и 302 (производства Германии) с низкой осадкой около трех метров оказались практически запертыми на средней и нижней Волге. Обмеление происходит второй год подряд, поэтому проблема будет решаться так же, как и в прошлом году: туроператор перестроит расписание, в некоторых случаях туристов будут пересаживать с одних теплоходов на другие с добавлением экскурсии по городу Городец в Нижегородской области", - рассказал он ТАСС. Аналогичным образом проблему решает и круизная компания "Мостурфлот". Заместитель генерального директора компании Светлана Гончарова сообщила о том, что "Мостурфлот" в экстренном порядке занимается переоформлением туристов и перенаправлением своих теплоходов. Туристы относятся к ситуации с пониманием Гончарова уточнила, что туристы относятся к изменениям с пониманием: они осознают, что это не прихоть компании, а необходимость. "Внося изменения, мы чаще предлагаем клиентам такой же маршрут, но на другом теплоходе с меньшей осадкой или на этом же теплоходе, но другой маршрут, сохраняя даты круиза. В любом случае, путешественникам предлагается несколько вариантов, часто с улучшением. Например, в мае теплоход "Николай Карамзин" должен был идти в Казань-Елабугу, а пересадили мы пассажиров на "Княжну Викторию", которая значительно комфортабельнее, причем без доплаты. По желанию туриста можно сдвинуть срок на 2-3 дня, можно на месяц. У туриста должен быть выбор", - добавила собеседник агентства. По словам Гончаровой, несмотря ни на что, компания настроена оптимистично: в этом сезоне рост спроса на туры составляет, по ее оценкам, 17-20%. Те, кто раньше предпочитал 4-5-звездочные зарубежные отели, сейчас интересуются круизами по России на теплоходах высокого класса с такими же условиями проживания. Круизные маршруты разнообразят автобусными экскурсиями По мнению эксперта объединения крупнейших круизных туроператоров "Речной Альянс" Дмитрия Иванюшина, в сложившейся ситуации круизные компании будут вынуждены разбить маршрут на две части: путешествие до Городца будет организовано на небольших судах, затем туристы будут пересаживаться на автобусы, а потом, при желании и наличии времени, смогут отправиться из Нижнего Новгорода по волжским городам до Астрахани. "Пересадка займет всего два часа и будет удобна для туристов, тем более, что в Городце много интересных достопримечательностей, и путешественники смогут лучше познакомиться с этим городом. Туроператоры уже готовы к таким стыковочным рейсам, так что никаких затруднений быть не должно", - считает эксперт.