Войти в почту

Как развивается местный туризм?

Об этом мы сегодня беседуем с гостем нашего номера, предпринимателем и автором туристических маршрутов в Соль-Илекском и Акбулакском районах Романом АБДЮШЕВЫМ. Девальвация - «в плюс» - Роман Рафикович, можно ли вообще говорить, что у нас в области существует местный туризм? У меня лично складывается впечатление, что практически все турфирмы предлагают только дорогие заграничные путёвки... - Это не совсем так. Конечно, региональные маршруты и по количеству, и по разнообразию возможностей значительно уступают заграничным и российским направлениям. Тем не менее эта сфера развивается, пусть и не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. - Девальвация рубля и последовавший за этом резкий рост стоимости заграничных туров помогают вам «переманивать» клиентов? - Заблуждение полагать, что человек выбирает, условно говоря, между тем, чтобы полететь летом в Испанию или отправится на солёные озёра в Соль-Илецк. Это совершенно разные нишевые продукты, которые никак не конкурируют друг с другом. Тот, то хочет за границу - скорее всего, туда и отправится, просто выберет другой тур, подешевле. Местный же туризм - он как дополнение к «большому» отдыху. То есть, на заграничный пляж ты можешь съездить раз в год, а на наши - хоть каждые выходные. Кстати, Соль-Илецк тут стоит несколько особняком - на озёра ездят чаще всего с лечебными целями, так что отдых в Европе точно наши солёные воды не заменят. В целом же, если говорить об активности рынка, то да, я вижу, что активность его растёт в этом году по сравнению с 2014-м. Сезон по-настоящему ещё не начался, но уже количество звонков, брони на базы отдыха процентов на 15 выше прошлогодней. - Это связано с тем, что всё-таки люди начали выбирать отдых у нас? Или банально денег ни на что другое не хватает? - Я думаю, причина в том, что люди в принципе начали рассматривать Россию, Оренбургскую область как место, где можно отдохнуть. И оказалось, что в этой сфере у нас не всё так плохо, как многие думали. Бизнес вопреки - Чувствуете ли вы «отдачу» от реализации государственных программ по поддержке туризма? - Лично я как предприниматель и владелец туристической компании - практически нет, не ощущаю. Основные деньги, выделяемые на создание туристических кластеров, идут на инфраструктуру городов и посёлков. Наглядный пример - Соль-Илецк: какие-то деньги город получает на ремонт дорог, на перекладку коммунальных сетей и т.д. Однако построить дорогу, допустим, до новой турбазы, протянуть туда газ - на это средств из бюджета получить практически невозможно. Приходится искать ресурсы самим, а это сейчас очень непросто. Более того, активные вложения в туркластер того же Соль-Илецка для нас оборачиваются проблемами. Например, два года мы пытались открыть там экскурсионное бюро, чтобы предлагать отдыхающим различные программы. Два года, представляете! А открыть сувенирную лавку или кафе вообще нереально. Цены на аренду территории непосредственно у входа на озёра достигают 50 тысяч рублей за квадратный метр в месяц! Да это же просто с ума сойти! Как можно что-то развивать при таких ценах? И понятно возмущение отдыхающих, которые жалуются, что с них «дерут три шкуры». Но как быть иначе при такой политике местных властей? Тем более непонятно, куда смотрит область. Ведь был издан указ губернатора Юрия БЕРГА: цена аренды - не более 1700 рублей в месяц. Однако он грубо не соблюдается... Очень не нравится мне подход к развитию курорта и с точки зрения транспортной, рекреационной инфраструктуры. Нет нормального автовокзала, парковок. Вместо этого всю прилегающую площадь превратили в «восточный базар»: машины реально вынуждены ползти между лавчонок, ни развернуться, ни встать. Степная легенда - Как по-вашему должен развиваться курорт? Что можно ещё предложить отдыхающим, кроме грязи и соли? - Планов у нас очень много, и мы, операторы туристического рынка, неоднократно их озвучивали. Я думаю, отлично было бы построить в Соль-Илецке небольшой аквапарк, круглогодичный санаторий, разбить полноценный парк детских развлечений и отдыха. Отдыхающих можно привлечь конными маршрутами по степи, рассказать им о быте кочевников, сарматов. Это очень интересно и увлекательно! Более того, в селе Кумак как раз проходит один из таких туристических маршрутов, и это буквально вдохнуло жизнь в этот маленький посёлок. Местные жители продают туристам продукцию своих подворий, готовят национальные казахские блюда, а отдыхающие с удовольствием пробуют и покупают. Чем не поддержка для людей? Однако даже тут мы сталкиваемся с проблемой: куча сложностей с тем, чтобы поставить нормальные навесы, столы, оборудовать торговые места. Ведь не на голой же земле туристов угощать! Но нет, и тут приходится преодолевать сопротивление со стороны местных властей. Просто так колышка деревянного не вобьёшь! - На ваш взгляд, есть будущее у туристических кластеров в Оренбуржье? - Уверен, что есть! Особенно если мы сможем привлекать собственные ресурсы и инвестиции в развитие наших же курортов. Мы почему-то всё время оглядываемся на Москву и именно оттуда ждём предпринимателей и тех, кто готов к нам приехать и зарабатывать. А мы сами чем же хуже? Неужели в такой богатой области, как наша, нет ресурсов для развития туризма? Уверен, что есть, и нужно лишь создать условия для того, чтобы деньги потекли в сферу отдыха. Или - чтобы хотя бы нам не мешали, создавая искусственные бюрократические препоны и «задирая» арендные ставки...

Как развивается местный туризм?
© АиФ-Оренбург