МОСКВА. 8 ИЮНЯ. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ — Отдых в России в 2015 году впервые подешевел благодаря конкуренции туроператоров, но проблемы неразвитой инфраструктуры и недостатка кадров остаются не решенными, считают эксперты туротрасли, принявшие участие в пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» в понедельник. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе отметила, что одна из отличительных особенностей летнего сезона 2015 года – невозможность делать долгосрочные прогнозы. Обсуждая перспективы начавшегося сезона, представители турбизнеса предпочитают говорить о том, что есть, не заглядывая далеко в будущее. Курс на Россию В 2014 году, по данным Ростуризма, внутри страны отдохнули около 40 млн россиян, на 30% больше, чем годом раньше. Многие крупные туроператоры России переориентировались на внутренний туризм. В итоге впервые конкуренция между компаниями, предлагающими туры внутри страны, привела к снижению цен по некоторым курортам и объектам. По словам М. Ломидзе, осенью и зимой 2014 года, после скачков курсов евро и доллара, стоимость отдыха внутри страны была в среднем на 20% ниже зарубежного. "К лету 2015 года за счет укрепления рубля ситуация изменилась, внутри страны отдыхать дешевле примерно на 5-10%. Но есть направления, где идет серьезная конкуренция между участниками внутреннего рынка. Это приводит к значительному снижению цен. Так, по некоторым объектам Краснодарского края снижение достигает 50-70% от уровня прошлого года. Это касается определенных продуктов и заездов", — рассказала М. Ломидзе. По ее словам, стоимость отдыха в России снизилась впервые в истории российского рыночного туризма. Кроме того, переориентирование ряда туроператоров на внутренний рынок и снижение цен привело к тому, что многие россияне стали доверять туроператорам организацию своего отдыха внутри страны, тогда как ранее предпочитали устраивать его самостоятельно. "Традиционно у нас внутри страны самостоятельных туристов было около 80%. В этом году многие из них впервые стали клиентами туроператоров", — рассказала М. Ломидзе. Сервис и кадры не поспевают за ростом спроса "В этом году мы ожидаем на российских курортах массу возвратных туристов, которые раньше отдыхали за рубежом. Они привыкли к определенному уровню сервиса. Но на наших курортах в туротрасль, в основном, привлекаются сезонные низкоквалифицированные работники. Существует проблема дефицита кадров. Мы обучаем гидов, инвестируем в развитие инфраструктуры. И считаем, что трудности российских курортов преодолимы",- отмечает генеральный директор НТК "Интурист" Виктор Тополкараев. Пока что курортам России не хватает опытных кадров, качественного сервиса и развитой инфраструктуры, отмечают операторы. При этом низкое качество сервиса и инфраструктуры характерны, прежде всего, для Крыма. Сочи приблизился к европейскому уровню во время подготовки к Олимпийским и Паралимпийским играм и Формуле 1, отмечают эксперты. "Мы сравнили отели Крыма и Турции. Бассейн есть в 45% турецких отелей и только в 5% крымских. Фитнес-залы есть в 26% турецких объектов размещения и лишь в 3% крымских. Конечно, не каждый захочет тягать штангу или плавать в бассейне, но наши туристы уже привыкли видеть такой набор услуг ", — рассказал PR-директор сервисов онлайн-бронирования Aviasales и Hotellook Янис Дзенис. Туроператоры сетуют и на транспортную инфраструктуру. "Мы говорим, что аэропорт Симферополя увеличивает пропускные мощности, уже почти построен новый терминал. Но сохраняется проблема туристических автобусов. На всех массовых курортах турист выходит из самолета, попадает на стойку туроператора, идет к автобусу и едет в отель. В Симферополе площадь перед аэропортом занимают частники. Конечно, и они должны зарабатывать на трансферах, но нам необходимо нормально организовать единовременный выход большого числа людей из самолета и доставку в отели", — отметил Виктор Тополкараев. При этом сами туроператоры признают, что трудности российских курортов временные, решить их можно в течение нескольких лет. В свою очередь, федеральные и региональные власти южных областей России оказывают крупным компаниям всяческую поддержку и помогают в продвижении пакетных туров. Новых банкротств можно не ждать Повторения прошлогодней серии банкротств туроператоров в 2015 году можно не ждать, так как рынок готов к кризисным изменениям спроса, считает М. Ломидзе. "В этом году все подготовились: оптимизировали объемы перевозок, внесли коррективы в работу и т.д. Туроператоры готовы к новым вызовам. Прошлогодние банкротства в туротрасли были связаны с тем, что некоторые компании не успели подстроиться под меняющуюся реальность, в итоге не смогли справиться с работой в новых условиях", — пояснила она. "Стратегия игроков, которые разорились в прошлом году, базировалась на росте рынка, на постоянном увеличении объемов продаж и т.д. Как только рынок стал проседать по объемам, наступил крах", — сказал журналистам генеральный директор НТК "Интурист" Виктор Тополкараев. Он призвал не преувеличивать объемы прошлогодних банкротств. "Не нужно делать трагедию: это всего 1-1,5% от общего количества компаний, работавших на рынке. И количество туристов, пострадавших от этого, составляет незначительную часть от общего объема отдохнувших в прошлом году. Банкротство – это метод самоочищения рынка, это естественный процесс для развитых рынков", — считает В. Тополкараев. Турция и Египет россиян не потеряли Согласно статистике, опубликованной Ростуризмом в понедельник, количество поездок россиян за границу с целью туризма в первом квартале 2015 года сократилось на 40% (1,7 млн поездок) по сравнению с предыдущим годом. "Меньше всего от падения выездного туризма пострадали Турция, Египет, Кипр и Черногория. На Черногорию в сегменте организованного туризма спрос даже выше, чем годом раньше, несмотря на то, что цены на отдых в этой стране не снизились", — отметила М.Ломидзе. Представители туристического рынка отметили, что продажи туров за рубеж резко активизировались в апреле и мае после того, как рубль начал укрепляться по отношению к доллару и евро.