При этом за предыдущие два года было выполнено по три вынужденные посадки ежегодно. Выросло и количество нарушений на борту воздушного судна: в 2015 году показатель составил 164 (коэффициент на 100 тыс. перевезенных пассажиров — 1.71), в 2014 году — 337 (коэффициент 1,43). За шесть месяцев 2015 года было отказано в перевозке 394 пассажирам, нарушившим правила поведения на борту. Коэффициент на 100 тыс. перевезенных пассажиров — 4,1. В 2014 году было отказано в перевозке 1023 пассажирам (коэффициент 4,35). «Аэрофлот» сообщил, что ведет собственную базу нарушителей. По состоянию на 28 июня текущего года в ней значилось 2693 человека, нарушивших правила поведения на борту, еще 5156 пассажиров нарушили правила поведения до взлета и были отстраненны от полета", — сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на авиакомпанию. Статистика весьма показательная: как видно, желающих «полетать с ветерком» никак не убавляется. Проблема тем более актуальна, что в период летних отпусков количество авиапассажиров увеличивается, причем именно на «отпускных» направлениях, на которых многие начинают «расслабляться» еще на стадии вылета в страну отдыха. «К сожалению, данная статистика соответствует действительности и отражает психологическую обстановку населения в целом, — комментирует ситуацию исполнительный директор консалтинговой компании Heads Никита Куликов порталу Spekercom, — и не в последнюю очередь в этом виноват финансовый кризис 2015 года. «Рост «буйных» пассажиров связан именно с этими негативными последствиями, в связи с чем, выезжая на отдых, люди начинают позволять себе «немного лишнего» еще в самолете». В целом, считает эксперт, рынок авиаперевозок в настоящее время достаточно защищен в сфере террористических угроз, а в вопросе защиты от «своих» пассажиров такого нет. «Аэрофлот» уже не раз пытался бороться с этой порочной практикой: компания выступала с инициативой по ужесточению правил авиаперевозок, которые могли бы помочь избежать большинства подобных проблем. Еще в 2014 году состоялась первое заседание рабочей группы с участием представителей «Аэрофлота», где обсуждался законопроект № 49153−6 («О внесении изменений в Воздушный Кодекс Российской Федерации»). «Аэрофлот» считает необходимым ужесточение мер по отношению к пассажирам, совершающим правонарушения на борту воздушного судна и за введение так называемых «черных списков пассажиров». В числе предложений — ужесточение ответственности дебоширов, вплоть до уголовного наказания. Вполне логично будет выглядеть, если правовые последствия будут дифференцированы в зависимости от того. Что натворил пассажир на борту. Согласно информации комитета по транспорту, законопроект № 49153−6 «О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации» находится на стадии подготовки к рассмотрению во втором чтении Госдумой. Таким образом, пока документ рассматривается депутатами, любой из рейсов не застрахован от вынужденной посадки из-за пьяного и агрессивного пассажира, которого стюардесса имеет право лишь попросить сесть на место. Авиаперевозчику же придется договариваться об экстренной посадке, тратить топливо на дополнительный аэропорт, срывать время прилета в порт прибытия, сокращать сроки отдыха других пассажиров и заставлять лишние часы ждать прибытия самолета встречающих рейс. Сегодня не так много мер, которые приняты, чтобы защитить других пассажиров от дебоширов. Азат Мулгимов, генеральный директор компании Air Charter Service в России и СНГ, напоминает, что существуют такие технические меры, которые ограничивают пронос спиртного на борт: «Например, что касается международного опыта, в дьюти-фри аэропорта Стамбула одному человеку нельзя купить больше определенной нормы алкоголя. Обеспечивается это очень просто — продажа осуществляется при сканировании посадочного талона пассажира. Еще одна действенная мера — набирать в качестве бортпроводников больше молодых людей, которые могут сами по себе являться сдерживающим фактором. Так уже поступают австралийские авиалинии и многие европейские авиакомпании», - указывает глава авиакомпании в комментариии Speakercom. В борьбе с авиадебоширами и в самом деле следует опираться на международный опыт, уверен директор Института актуальной экономики Никита Исаев. Изобретать велосипед ни Государственная дума, ни Минтранс, ни какой иной орган не должны. Самый верный способ на основании зарубежного опыта — бороться рублем, вводить жесткие штрафы. Цифры должны быть действительно пугающие, иначе инструмент не будет работать. Об этом говорит схожий опыт ужесточения правил дорожного движения. Второе необходимое условие, считает эксперт, это обеспечение экипажа соответствующими средствами защиты, удержания «буйных». И здесь нужно думать не о жестокости в отношении дебоширов в состоянии алкогольного опьянения, а о людях, которые могут пострадать, об их безопасности — и только. При этом важно понимать — просто перевод действий авиадебоширов в уголовную ответственность не столь эффективен, потому что уголовные нормы существуют в качестве общих. «Уверен, — говорит Никита Исаев, — Государственная дума в осеннюю сессию примет данный пакет законопроектов, поскольку сейчас они были в большей степени заняты экономическими проблемами». Госдума пока не приняла закон, который ограничит «восторг» от полета у пьяных и буйных на рейсе. Остается надеяться, что безопасность пассажиров и летного состава от нетрезвых граждан и в самом деле войдут в число первоочередных задач наших депутатов, которые и сами летают теми же самолетами.