Минтранс предлагает платить пассажирам, попавшим под действие закона об овербукинге (продаже авиакомпанией заведомо большего количества билетов на рейс, чем имеется мест в самолете), в качестве компенсации от 12 тыс. до 28 тыс. рублей. Это следует из письма директора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Светланы Петровой президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимиру Тасуну (копия есть у «Известий»). Подлинность письма «Известиям» также подтвердили в Минтрансе. — Такое письмо за подписью директора департамента госполитики в области гражданской авиации С.А. Петровой действительно было направлено в АЭВТ, — заявили «Известиям» в пресс-службе ведомства. Как следует из письма, Минтранс предлагает привязать объем компенсаций при «сверхбронировании» непосредственно ко времени, на которое будет задержан вылет «лишнего» пассажира. Так, если время задержки прибытия пассажира в аэропорт назначения составило более двух часов, но менее шести часов, то объем компенсации составит 12 тыс. рублей. Для задержек от шести до 12 часов компенсация составит 18 тыс. рублей, а от 12 до 24 часов — 21 тыс. рублей. За ожидание вылета более суток пассажир получит 28 тыс. рублей. Такие изменения Минтранс планирует включить в «Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» (утверждены Минтрансом в 2008 году). При этом, как говорится в проекте, при «сверхбронировании» авиакомпания обязана предложить пассажиру альтернативный маршрут. В случае если альтернативный маршрут устраивает пассажира, то ему выплачивается только компенсация, если нет — то и компенсация, и стоимость авиабилета. Стоит отдельно отметить, что в проекте новых «Правил формирования и применения тарифов» прописано, что перевозчик освобождается от выплаты компенсации в случае, если он уведомит пассажира о перебронировании за две недели до даты рейса. Впервые идея узаконить овербукинг прозвучала на совещании по развитию авиаотрасли у председателя правительства Дмитрия Медведева в феврале этого года. Через несколько месяцев такое же пожелание высказали руководители крупных авиакомпаний на коллегии Минтранса. В одном из интервью министр транспорта Максим Соколов заявил, что компания «Аэрофлот» обращалась в ведомство с такой инициативной. Также поддержали идею введения овербукинга в «Сибири» и «ЮТэйр». В последней «Известиям» заявили, что «это положительно повлияет на доходы перевозчика». Авиакомпании не ответили на запрос «Известий» по поводу того, считают ли они выгодным для пассажиров объем компенсации в 12–28 тыс. рублей. Категорически против легализации овербукинга выступает «Трансаэро». — Мы считаем, что подобная практика несправедлива по отношению к пассажирам, которые, имея на руках законно приобретенный билет, полностью выполнили все правила и условия регистрации. Они имеют такое же право улететь в назначенное время, как и все остальные пассажиры рейса, — заявили «Известиям» в пресс-службе компании. Что касается позиции самого ведомства, то там до сих пор так и не определились со своей точкой зрения на легализацию перебронирования, хотя и стали разработчиком нормативной базы для овербукинга. — Позиция Минтранса России по поводу легализации овербукинга будет сформирована по итогам общественного обсуждения проекта, — заявили «Известиям» в пресс-службе Минтранса. Однако ранее Минтранс заявлял «Известиям», что «введение овербукинга на законодательном уровне может повлечь за собой негативный социальный эффект, обусловленный недовольством граждан тем фактом, что авиакомпании в случае введения такого порядка смогут на законных основаниях переносить полет пассажира в случае нехватки места в салоне». И, по мнению ведомства, легализация перебронирования авиабилетов возможна «в случае, если компенсации пассажирам за отложенный полет будут достигать европейского уровня — €200 — тогда такой эффект сводится к минимуму». Легализация овербукинга сулит авиакомпаниям экономические выгоды. Так, например, гендиректор «Аэрофлота» заявлял, что законный овербукинг мог бы добавить порядка 7% к годовым доходам перевозчика (то есть около $450–500 млн в год). По статистике «Аэрофлота», на рейсы не являются 10–15% пассажиров. По данным «Трансаэро», таких пассажиров в действительности бывает 1–2 человека. Эксперты по-разному смотрят на законопроект Минтранса. Единственное, в чем они сходятся, — необходимость его доработки. — По моему мнению, прежде чем думать о компенсации, необходимо продумать механизм определения «лишнего» пассажира. Если это будет основано не на добровольной инициативе пассажира, а его будут принуждать к смене рейса, то никакие лишние 30 тыс. рублей не вернут ему потерянного времени, — говорит депутат ГД РФ от «Справедливой России» Олег Нилов. — Более того, никаких своих экономических трудностей введением овербукинга авиакомпании не решат. Я категорически против данного законопроекта и буду голосовать против него. — Идея ввести овербукинг в цивилизованное русло — абсолютно правильная, спорить с этим невозможно. В Европе и США он есть, и нужно наконец-то уравнять конкурентные условия для российских и иностранных авиакомпаний. Однако нынешний законопроект конфликтует с Гражданским кодексом. Сейчас, по сути, авиакомпании могут в одностороннем порядке менять условия перевозки, чего быть, конечно, не должно, — говорит независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко. — Сумма компенсации, предлагаемая Минтрансом, вполне приличная — от €200 до €400, в Европе она, правда, чуть больше — минимум €250, максимум €650. Также Крамаренко отмечает, что законопроектом пока не определено, каким именно образом будет проходить выбор пассажира, которому откажут в перевозке, а также его обслуживание во время ожидания нового рейса (предоставление питания, размещение в гостинице).