Глава Тувы Шолбан Кара-оол призвал федеарльное правительство поддерживать в сфере туризма не только те регионы, которые традиционно посещают большое количество туристов, но и регионы, где туристов не так много, но зато они «изысканные и пытливые», и готовы много платить за экологию и местный колорит. Выступая на последнем заседании президиума Госсовета, посвященного развитию туризма, Шолбан Кара-оол попросил президента России Владимира Путина «Отдельно рассмотреть вопросы развития туризма в Туве», сообщает пресс-служба республиканского кабмина. «Я бы хотел, обращаясь к коллегам в правительстве, сказать о том, что турист туристу рознь, — сказал Кара-оол. — Если мы будем рассматривать поддержку тех или иных регионов только через призму количества туристов, то, возможно, мы упустим другого туриста, который готов платить больше. Того изысканного туриста и пытливого туриста, который готов платить за экологию, за другие какие-то возможности, которые есть». Глава республики считает, что в этом отношении Тува является одним из самых интересных регионов, однако для дальнейшего развития нужны капвложения. «Мы постарались свои маломальские деньги сконцентрировать на развитии туристической инфраструктуры, в этнокультурных направлениях, на событийных туристических продуктах. Постарались обеспечить средства, связанные с формированием гостиничного комплекса. Но я не имею возможности дальше туризм развивать, потому что у меня аэропорт остановился на уровне 74-го года». Помимо экономических, есть и политические вопросы, требующие решения. «Тува находится на приграничье. Восток — очень интересное направление. Есть соглашение, подписанное правительством России и правительством Монголии о придании статуса многостороннего таможенному пункту в Туве. Соглашение подписано в 2006 году, но так и не ратифицировано, а значит, и не действует. Было бы здорово, если бы его все-таки ратифицировали, и мы могли бы использовать это во благо развития того же самого въездного туризма. Монголия, кстати говоря, буквально за последние два-три года очень серьезно развила свой туристический потенциал. На этом фоне я уверен в том, что Тува, например, намного интереснее смотрится, чем наши соседи». «Очень просил бы отдельного поручения по Туве, — сказал Кара-оол. — Когда мы говорим о развитии особых экономических туристско-рекреационных зон, было бы здорово, если бы эти зоны развивались в разных направлениях. Допустим, Крым имеет большое количество туристов, которые приезжают, потому что здесь тепло, море есть, а есть туристы более изысканные, которые хотят платить и ездить на рыбалку или охоту». Выслушав главу Тувы, президент Путин отметил, что для реконструкции аэропорта в Кызыле «деньги нужны и немаленькие». «Думаю, что Минтранс исходит из того, что в Абакане есть полноценный хороший аэропорт с хорошей полосой. Тем не менее, давайте мы это пометим в поручении проработать», — резюмировал президент. Отметим, что Тува является достаточно труднодоступным регионом, расположенным на юге Западной Сибири. С остальной страной Туву связывает фактически одна автомобильная дорога, а для развития авиационного сообщения не хватает ресурсов. Существует проект строительства железной дороги Кызыл — Курагино, которая связала бы Туву с Красноярским краем и железнодорожной системой России, однако строительство этой 400-километровой дороги еще не завершено. Впрочем, строительство магистрали связано в первую очередь с планами разработки тувинских месторождений полезных ископаемых и теоретической возможностью выхода на Монголию, Китай и Индию, но и для развития туризма железная дорога также важна. «Действительно, сейчас турпоток в Туву и соседний Алтай, например, несопоставим, — сказал ИА REGNUM экономист Станислав Савельев. — По последним данным, в 2014 году Туву посетили 70 тыс. туристов, в Горный Алтай — свыше 1 млн. Однако Шолбан Кара-оол прав — в Туву едет несколько иной контингент отдыхающих, которых интересует этнография, культура, традиционный быт, целители, шаманы. Думаю, для местных сообществ развитие туризма даст позитивный импульс, однако не уверен, что в ближайшие годы он принесет существенную прибавку в валовый региональный продукт».