Лучше, чем могло бы быть: гостиничный рынок Москвы демонстрирует умеренный рост

Несмотря на крайне мрачные прогнозы по развитию гостиничного рынка столицы, которые звучали в начале года, как со стороны аналитиков, так и со стороны самих отельеров, этот сегмент даже в непростой экономической ситуации умудряется демонстрировать позитивную динамику. В летние месяцы рост загрузки наблюдался практически по всем сегментам и, хотя он колебался в пределах статистической погрешности, в нынешние времена это уже серьезный повод для оптимизма. Татьяна Веллер руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL «С точки зрения средней цены за номер единственным «выигравшим» сегментом оказался люксовый сегмент – показатель в рублях увеличился на 3% в июне и 10% в июле. Гости, приезжающие в такие отели и не имеющие серьезной ценовой чувствительности, выигрывают в цене от благоприятного обменного курса. Наибольшее снижение тарифа зафиксировано в верхнем пределе среднего сегмента (Upper Midscale) – там падение показателя было довольно серьезным: на 10% в июне и на 15% в июле. Наблюдающаяся динамика, по всей видимости, является отражением большего количества туристических групп, например, из Китая, с высокой чувствительностью к цене проживания, а также повысившейся доле внутреннего туризма». Что же касается загрузки, то в среднем по рынку она достигла 63%, притом, что по отдельным сегментам она доходила до 81%. Разумеется, частично такие показатели стали возможны благодаря некоторому снижению цен и специальным акциям, которые успели оценить туристы из регионов России и азиатских стран, а также девальвации рубля, крайне выгодной для европейских и американских гостей. Впрочем, из-за политической напряженности, последние стали приезжать в нашу страну заметно реже, но им на смену тут же пришли путешественники из Китая, которых с каждым годом становится все больше и больше. На 40% вырос въездной поток из Южной Кореи, также интерес к столичным достопримечательностям все активнее проявляют туристы из Турции, Индии и Ирака. Как и ожидалось, рост курсов доллара и евро лишил многих россиян возможности отправиться за границу, что привело к значительному росту внутреннего туризма. К примеру, если еще пару лет назад в некоторых отелях столицы доля иностранцев составляла 80% и только остальные 20% приходились на россиян, то теперь наблюдается прямо противоположная картина. Кроме того, Москва – транзитный город, через который туристы из регионов летят на отечественные морские курорты, нередко выражая желание остаться здесь на пару дней. Эксперты предполагают, что в ближайшем будущем, если ситуация с курсом валют не стабилизируется, столица станет всероссийским шопинг-центром, вместо Милана и Парижа, что также поспособствует заполняемости гостиниц. Марина Смирнова партнер, руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield «Во время кризиса отели стараются привлечь туристов, в первую очередь, стоимостью проживания. В этом году ценовая политика у большинства из них была довольно лояльная. И хотя гостиницы класса люкс подорожали в среднем на 7-10% в рублях, эконом-класс снизил ценник на ту же величину. Мнение о том, что средний ценовой сегмент сейчас лишился большого числа клиентов, о чем говорилось пару месяцев назад, сложилось потому, что он в основном представлен на рынке отелями советской постройки, которые имеют большой номерной фонд и зачастую не отвечают современным требованиям. А вот новые гостиницы этого класса, соответствующие всем необходимым стандартам, наоборот, могут быть загружены на 80%, даже если они устанавливают цену на уровне четырех звезд, хотя сами могут быть всего трехзвездочными». По мнению экспертов, неплохие показатели гостиничного сегмента по сравнению, например, с торговой недвижимостью, свидетельствуют о том, что здесь нет столь явного дисбаланса между спросом и предложением. Кроме того, отельеры научились более рационально управлять расходной частью бюджета, что помогает сохранять прибыльность. Немалую роль в вопросе привлечение гостей, особенно корпоративных клиентов, играет и продуманная маркетинговая политика, которой сейчас уделяется особое внимание. Однако традиционным гостиницам стоит опасаться конкуренции с набирающими популярность хостелами, мини-отелями, квартирами, сдающимися в краткосрочную аренду, и сервисными апартаментами, которые становятся все более востребованными среди туристов.