Во время кризиса авиакомпании сокращают перечень оказываемых на борту услуг, включенных в стоимость билета, и все чаще предлагают пассажирам доплатить за ту или иную опцию, приближаясь к бизнес-моделям лоукостеров. Последнее исследование рынка российских авиаперевозок выявило, какие авиакомпании не оставят пассажиров голодными, согреют их пледами, а также развлекут детей и взрослых по время рейса. Большинство российских авиакомпании постепенно отказались от бесплатного алкоголя для пассажиров на борту. "Аэрофлот" – единственный перевозчик, который наливает вино бесплатно пассажирам эконом-класса на ряде дальнемагистральных рейсов, говорится в исследовании онлайн-агентства путешествий Tripsta. При этом продажа алкоголя на борту "Аэрофлота", "ЮТэйр" и Red Wings больше не осуществляется. Пассажиры "Трансаэро", "Уральских авиалиний" и S7 Airlines, наоборот, могут приобрести алкогольные напитки в бортовом магазине. Выяснилось, что самый щедрый перевозчик на коротких расстояниях - авиакомпания Red Wings, предлагающая пассажирам горячее питание даже на внутренних рейсах продолжительностью менее трех часов. Во время таких перелетов на борту "Аэрофлота", S7 Airlines, "Уральский авиалиний" и "Трансаэро" предусмотрены лишь напитки и сэндвич. Пассажирам "Трансаэро" класса "Дисконт" предлагается небольшой десерт и напиток, но какие-то блюда можно купить в бортовом магазине. Клиентам же авиакомпании "Победа" вообще всю еду приходится брать с собой на борт, поскольку ее невозможно ни получить бесплатно, ни купить. Полноценные обеды на рейсах длительностью от трех часов предоставляют пассажирам авиакомпании "Аэрофлот", S7 Airlines и Red Wings. "Уральские авиалинии" и "Трансаэро" предлагают горячее питание избирательно, в зависимости от направления, и часто ограничиваются пирожками или сэндвичами. Авиакомпания "ЮТэйр" отказалась от горячего питания на борту вне зависимости от продолжительности перелета, предлагая теперь лишь напитки, сэндвич или булочку. Включенное в стоимость перелета специальное питание (вегетарианское, кошерное, диетическое, халяльное) доступно даже на коротких рейсах "Аэрофлота" и "Трансаэро". "Уральские авиалинии" помимо бесплатного специального питания за 300 рублей предлагают дополнительную порцию еды к основному меню. Детское меню у "Уральских" временно отменено, но у других российских авиакомпаний, в том числе тех, которые урезали рацион взрослых, оно все еще доступно маленьким пассажирам. S7 Airlines позволяет заказать специальное питание только на рейсах продолжительностью более трех часов и за дополнительную плату - от 150 до 500 рублей. Плед, подушку или дорожный набор даже на непродолжительных рейсах могут получить пассажиры авиакомпании "Аэрофлот", в то время как "ЮТэйр", Red Wings, "Уральские авиалинии" и S7 Airlines выдают пледы лишь во время средних и дальних перелетов. В экономклассе "Трансаэро" пледы предусмотрены, в первую очередь, для детей - вне зависимости от длительности рейса. Интернет доступен на борту авиалайнеров "Аэрофлота" и "Трансаэро". Эти же авиаперевозчики предлагают своим клиентам на борту бесплатные мультимедийные системы. Самолеты авиакомпаний "ЮТэйр", "Уральские авиалинии" или S7 Airlines развлечений на борту не имеют. Игровые наборы - паззлы, раскраски и т.д. - получают юные пассажиры "Аэрофлота" в возрасте от 3 до 11 лет. S7 Airlines также предлагает подарки детям от 3 до 10 лет. В "ЮТэйр", помимо традиционных карандашей и раскрасок, дети также получают развлекательную газету. "Трансаэро" и "Уральские авиалинии" выдают детские наборы лишь на некоторых направлениях, а у Red Wings и "Победы" сувениры для детей не предусмотрены.