Воспитание дешевым рублем Всего за несколько дней до Нового года жители Краснодарского края были огорошены неожиданным «настоятельным предложением» местного министерства курортов и туризма: по возможности воздержаться от поездок на горнолыжные курорты Красной Поляны в предстоящий период каникул. Эта рекомендация тут же вызвала настоящее возмущение в социальных сетях, но чиновники пошли на столь непопулярную меру не от хорошей жизни: желающих побывать в праздники на Красной Поляне было и правда хоть отбавляй. Первый ажиотажный всплеск спроса на новогодний отдых в свежем антураже олимпийского наследия случился еще в конце 2014 года, в момент резкого падения курса рубля. Тогда многим горнолыжникам срочно пришлось переориентироваться на Красную Поляну, поскольку привычный отдых в Альпах оказался просто не по карману. Но этот вынужденный выбор не обманул ожиданий: построенная к Олимпиаде горнолыжная инфраструктура оказалась по нраву даже тем, кто прежде катался только в Европе. И если бы тогда с Красной Поляны вернулось много недовольных, то едва ли недавний новогодний сезон оказался бы рекордным для курорта — по официальным данным, 392,2 тысячи посещений (включая тех, кто приезжал неоднократно). Но эта впечатляющая цифра, по большому счету, ничто в сравнении с тем, что ждет Сочи летом, если курорты Турции и Египта будут недоступны для россиян. Только в прошлый летний сезон Сочи, по средней оценке, посетило 5 млн отдыхающих — более чем на порядок больше, чем население самого города. Прогноз на этот год дать пока сложно, но министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Евгений Куделя уже в середине февраля признает, что путевки на лето раскупаются как горячие пирожки. Правда, уточняет он, речь идет о продажах туроператоров, которые пока занимают примерно 20−25% рынка услуг по размещению в Сочи. Однако именно туроператоры сейчас пытаются завязать на себя тот сегмент отдыха, к которому привыкли россияне в Европе, Турции и Египте, а именно гостиницы среднего и высокого качества (от трех «звезд» и выше). До некоторых пор считалось, что пакетный тур за границу покупать надо в турфирме, а отдых в России дешевле бронировать самостоятельно — но сейчас это уже во многом не так, отмечает Алексан Мкртчян, генеральный директор сети турагентств «Розовый слон» из Ростова-на-Дону. Еще недавно его компания ориентировалась в основном на заграничный отдых, но в последние годы доля продаж российских курортов стремительно растет. «В связи с конфликтом с Турцией те туроператоры, которые раньше делали авансы турецким отелям еще зимой, переключаются на российские курорты, и это дает возможность давать привлекательные цены для конечных клиентов», — поясняет Мкртчян, почему сейчас путевку в Сочи можно купить дешевле в турфирме, чем собрать путешествие самому. Отельеры готовы к аншлагу «Могут ли курорты Краснодарского края вместить еще пять миллионов человек, если все, кто раньше отдыхал в Турции и Египте, поедут на наше побережье? Не уверен, — рассуждает известный краснодарский бизнес-консультант, доктор экономических наук Александр Полиди. — Дополнительный поток к нам, конечно, хлынет, но вспомним, что было, когда Россия ввела антизападные продуктовые санкции: повышение цен в первый год и витринно-лубочное импортозамещение во второй. Этот же риск сегодня очень актуален для нашего отельного бизнеса». Впрочем, сочинцы уверены, что место для размещения найдется всем желающим — перед Олимпиадой отельная база курорта существенно выросла, особенно в сегменте высокой звездности. «С точки зрения количества мест размещения, резерв у Сочи большой, хотя возможности для строительства новых отелей и пансионатов далеко не исчерпаны, строить еще предстоит много, — говорит генеральный директор адлерского санатория „Знание“ Дмитрий Богданов. — О нехватке гостиничных емкостей сейчас чаще всего кричат те владельцы отелей, которые не могут сами обеспечить сравнительно равномерную загрузку по сезону либо нанять для управления своими объектами профессиональную команду». С этой точкой зрения соглашается известный сочинский урбанист и архитектурный эксперт Наталья Захарова: в советское время, когда заграница была недоступна для большинства жителей страны, Сочи принимал всех желающих, а к Олимпийским играм средства размещения значительно расширились и улучшились. «Проблема может быть только с пляжами, — полагает Захарова. — Их необходимо расширять, но благоустраивают их год от года всё лучше. Правда, самое главное обещание, которое глава города давал каждой осенью — начало реконструкции центрального пляжа Сочи, — не выполнено до сих пор и когда это случится — неизвестно». Что же касается ценовой политики отелей, то сочинские власти уже сейчас заявляют, что подорожания в летний сезон не предвидится — по крайней мере, в сегменте организованного отдыха. «Ни туроператоры, ни собственники отелей и санаториев не повышают цены. Турпакеты, которые были и в том году — цены остались прежними», — сообщил в середине февраля вице-мэр Сочи Олег Ясюк. Судя по заявленным розничным предложениям на лето, признаков серьезного роста цен пока в самом деле нет — более того, многие отели сейчас предлагают хорошие скидки при раннем бронировании. Например, на популярном сайте-агрегаторе Booking.com можно воспользоваться таким спецпредложением от одного из новых пятизвездных отелей на территории Олимпийского парка: 53 тысячи рублей за неделю в двухместном номере класса «полулюкс» в середине июля (скидка 44%) с бесплатной отменой брони. Еще более заманчивые предложения — у отелей Красной Поляны: одна из международных пятизвездных цепочек предлагает на тот же период двухместные номера по 34 тысячи рублей за неделю. Несмотря на то, что Красная Поляна находится примерно в 40 километрах от моря, в прошлом году местные отельеры активно привлекали гостей не только смешными для «пятерок» ценами, но и дополнительными сервисами. Например, многие гостиницы в горах предлагали бесплатный трансфер до пляжа и различные программы активного отдыха. Издержки олимпийского наследия У предстоящего летнего аншлага есть и совершенно очевидная обратная сторона: высочайшая нагрузка на курортную инфраструктуру. Благодаря Олимпиаде, Сочи по качеству инфраструктуры действительно стал одним из самых передовых курортов мира, но его географическое расположение налагает серьезные ограничения на возможности дальнейшего развития. Прежде всего это касается транспортной доступности: для наземных видов транспорта Сочи — город тупиковый, сюда ведет всего одна железнодорожная ветка и единственная автодорога-серпантин. Еще до Олимпийских игр 2014 года тогдашний губернатор Краснодарского края Александр Ткачев говорил о многомиллиардных планах построить новую, спрямленную дорогу на «большую землю», но в нынешних бюджетных условиях эти проспекты едва ли представляются реальными. «Ключевой проблемой Сочи по-прежнему остается инфраструктура, прежде всего транспортная: свободные места останутся даже в высокий сезон просто потому, что не все смогут доехать до курорта, — говорит Дмитрий Богданов. — Авиабилеты в пик сезона стоят сумасшедших денег — например, для семьи из Екатеринбурга или Перми это примерно 100 тысяч рублей в оба конца, поэтому в прошлом году стали популярными автобусные туры из этих городов. Мощностей железных дорог даже с учетом дополнительных поездов не хватает. Поэтому добираться до Сочи выгоднее всего на автомобиле, и поток машин в пик сезона ожидается грандиозный». Наталья Захарова также отмечает серьезные проблемы с инфраструктурой, которые не были решены даже олимпийской стройкой: «Наверное, самой неприятной неожиданностью после олимпийской стройки стал полный крах ливневой системы. То, что в городе было построено в советское время, было разрушено во время строительства как олимпийских объектов, так и массового жилья. Новое же проектировалось и возводилось с явными просчётами: либо не учтено вовсе, либо учтён недостаточный объём ливневых вод». Не все проблемы удалось решить и в ходе олимпийского строительства дорог, в результате которого в Сочи появились две магистрали, параллельные главной улице города — Курортному проспекту. Объездная дорога, соединившая въезд в город со стороны Джубги и аэропорт в Адлере, и дублер Курортного проспекта действительно существенно улучшили ситуацию с пробками, но не искоренили их полностью. «Пробки есть в часы пик в районе железнодорожных вокзалов Адлера и Сочи, в местах сопряжения дублёра Курортного проспекта с городской сетью, — говорит Наталья Захарова. — А новые развязки породили пешеходный коллапс: ни одна из олимпийских развязок не учитывает пешеходного движения в том районе, и сейчас для пешеходов это настоящая полоса препятствий». Не удалось воплотить в жизнь и планы по превращению электропоездов «Ласточка» в полноценный городской транспорт. «Глава города обещал, что электрички вдоль моря будут ходить каждые 15 минут, — вспоминает Наталья Захарова. — Конечно, это изначально было нереально, но сейчас проблема не только в том, что их мало, но они ещё и очень дороги, поэтому пересадить сочинцев с частного транспорта на общественный не получилось». Тем не менее, сам факт появления современного общественного транспорта — «Ласточек» и новых кондиционированных автобусов — уже выгодно отличает Сочи от других российских курортов. Кроме того, в конце прошлого года сюда пришел международный оператор такси Uber, который предложил настолько низкие цены, что поездка на такси для компании из 3−4 человек может оказаться дешевле, чем на общественном транспорте. Также в городе представлены и другие известные онлайн-сервисы заказа такси — Gett и «Яндекс-Такси». Переходу на пользование общественным транспортом и такси способствует и «драконовская» политика властей города в отношении несанкционированной парковки: эвакуаторы в Сочи можно увидеть повсеместно. Интриги межсезонья Наиболее реалистичный путь снятия инфраструктурных ограничений, по единодушному мнению отельеров и властей, заключается в расширении границ курортного сезона, который еще недавно в Сочи был весьма коротким — раньше, по большому счету, «высокими» датами считались только июль и август плюс новогодний пик на горнолыжных курортах Красной Поляны. «Но если задействовать все возможности по приему гостей только в июле-августе, плохо будет всем. В этом году из-за падения курса рубля мы видим первые признаки того, что летний сезон будет заметно длиннее, чем раньше», — констатирует Дмитрий Богданов. По оценке Евгения Кудели, расширение границ сезона может дать курортам Краснодарского края еще 8 млн туристов в год в дополнение к тем 14 млн человек, которые уже приехали в прошлом году. Возможностей продлить «высокий» сезон в Сочи достаточно. Власти говорят прежде всего о значительном незадействованном межсезонном потенциале здравниц (а их в Большом Сочи порядка 65), которые по разнообразию вариантов оздоровительного отдыха ничем не уступают Кавминводам. Например, в феврале мэр Сочи Анатолий Пахомов заявил, что именно бальнеоводолечение — это «главная ниша, которая должна быть взята туроператором. Мацеста — это то, что сегодня очень важно». В сущности, нынешнее руководство города-курорта продолжает генеральную линию, которая была избрана еще в послевоенные годы: совмещать возможности пляжного и оздоровительного отдыха. «Это история длительного спора — что является для Сочи градообразующим началом: море или мацеста? — говорил в интервью журналу „Огонек“ в 1966 году тогдашний первый секретарь Сочинского горкома КПСС Сергей Медунов. — Мы решительно возражали против тенденции некоторых медиков подчинить всю географию курортного строительства мацесте, строить только в горах, рядом с целебными источниками. Наши гости требуют от хозяев и моря и мацесты. Сочи — это и климатический и бальнеологический курорт. Здравницы, а в особенности пансионаты, дома отдыха, гостиницы, надо строить на берегу моря, создав при этом максимум благоприятных возможностей для принятия мацесты». Именно этой концепции сейчас и предлагается придерживаться туроператорам. Как известно, оздоровительный туризм менее зависим от фактора сезонности, а возможности крупных здравниц по организации отдыха весной и осенью существенно больше, чем у небольших отелей, чаще всего «заточенных» под летний пик спроса. Например, в отличие от санаториев, далеко не каждый частный отель может позволить себе содержать бассейн с подогревом, наличие которого является ключевым моментом для отдыха в межсезонье. В то же время власти явным образом хотят завоевать тех туристов, которые раньше отдыхали на курортах Турции и Египта по системе «все включено» (all inclusive), которую сейчас в срочном порядке предлагают вводить отельерам на Черноморском побережье. По словам Евгения Кудели, уже 60% гостиниц, которые в этом сезоне работают с туроператорами, сообщили о готовности перейти на эту систему, причем российский вариант all inclusive, полагает кубанский министр курортов и туризма, будет отличаться от турецко-египетского в лучшую сторону именно благодаря возможностям оздоровительного отдыха. Однако у экспертов отельного рынка такой подход вызывает серьезные сомнения. «В пик сезона Сочи действительно наверняка столкнется с дефицитом отельных номеров, поскольку часть турецко-египетского потока переориентируется на отечественные курорты, — отмечает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов. — Но, вопреки заявлениям отдельных государственных деятелей, у нас не будет предложения в формате аll inclusive в том объеме, как в Турции и в Египте — к этому сейчас готовы от силы 10% объектов. Дело даже не в том, что развитие этого формата требует существенной господдержки отельеров и параллельного развития смежных отраслей, таких как транспорт, АПК и сельхозпереработка, а в самой модели бизнеса. Модель „все включено“ эффективна в отелях начиная от 100 номеров, поэтому можно примерно прикинуть, сколько таких объектов есть в Сочи, а в гостиницах на 20−30−50 номеров работать она не будет. Кроме того, вызывает сомнение идея развивать „все включено“ на базе санаториев. Классический аll Inclusive все-таки подразумевает наличие алкоголя, а санатории — это совершенно другой жанр». Еще одна возможность расширения туристического сезона в Сочи — насыщение курорта новыми видами отдыха, в том числе крупными мероприятиями для большого числа гостей. В этом смысле значительным шагом вперед по преодолению «проклятия сезонности» стала организация в Сочи российского этапа гонок «Формула-1», который в нынешнем октябре пройдет на территории Олимпийского парка в третий раз. Уже в прошлом году власти Краснодарского края заявили, что проведение гонок окупилось за счет реализации билетов (всего было продано 52 тысячи билетов, а общее количество гостей мероприятия составило почти 150 тысяч человек). В нынешнем же году главная интрига межсезонья заключается в том, состоится ли в Сочи открытие новой игорной зоны. Соответствующее предложение впервые озвучил еще в 2013 году президент Сбербанка Герман Греф после того, как его банку достался один из ключевых объектов размещения, строившихся к Олимпиаде, — комплекс гостиниц и апартаментов «Горки Город» в поселке Эсто-Садок по соседству с Красной Поляной. Возведением этого объекта занимались скандально известные дагестанские бизнесмены Ахмед и Магомед Билаловы, которым пришлось покинуть Россию после критики со стороны Владимира Путина по поводу срыва сроков строительства олимпийских трамплинов. В результате на «Горки Городе» повис огромный долг перед Внешэкономбанком, а заполняемость комплекса даже в олимпийском 2014 году оказалась всего лишь 15%. Именно поэтому организация игорной зоны рассматривалась российским правительством в качестве возможности хоть как-то окупить затраты на строительство и содержание «Горки Города». Первый шаг в этом направлении был сделан в октябре прошлого года, когда комплекс был приобретен за 35 млрд рублей никому не известной столичной компанией «Курорт Плюс», которая, как сообщали СМИ, имеет определенные связи с окружением экс-губернатора Кубани, а ныне министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева. Незадолго до этого вице-премьер российского правительства Дмитрий Козак заявил, что игорная зона в Сочи заработает уже летом 2016 года. В начале года ряд СМИ без ссылок на источники сообщили, что открытие первого казино в здании по соседству с отелем Marriott предварительно назначено на 1 июня, однако пока никакого официального подтверждения этой информации нет. Николай Проценко, экономический обозреватель, специально для EADaily