Контролерам предложили вернуть право задерживать безбилетников
Недавний конфликт в пригородной электричке на Горьковской железной дороге между контролерами и пассажиром, который ехал без билета, до сих пор будоражит жителей соцсетей. Видео пользуется большим успехом и вызывает у смотрящих немало вопросов. Надо сказать, в сочувствующих безбилетнику, которого выталкивают из вагона, недостатка нет. Почему? Ответов на этот вопрос сразу два. Во-первых, многие просто отвыкли платить за проезд в электричках. Дело в том, что право штрафовать "зайцев" с недавних пор перешло от полиции к перевозчикам. Год назад из Кодекса РФ об административных правонарушениях исключили статью о безбилетном проезде, отметил глава Союза пассажиров Кирилл Янков. И теперь, собирая штрафы с пассажиров, контролеры руководствуются только своими внутренними правилами. Кроме того, зачем покупать билет заранее, если можно приобрести его у тех же контролеров, переплатив немного за оформление билета в поезде? Да и не факт, что представители пригородной компании придут именно в это время и именно в этот вагон. Лучше один раз оказаться безбилетником и оплатить все по ходу движения, чем каждый день заранее оплачивать проезд, думают многие. Но если все-таки контролеры поймают "зайца" и он откажется платить, то ему выпишут штраф в пятидесятикратном размере тарифа на расстояние 10 километров. Однако для оформления бумаг не нужно указывать ни имя, ни фамилию пассажира. Из-за отсутствия паспортных данных контролеры даже в суд не могут подать на безбилетника, если он откажется платить на месте. А это, согласитесь, тоже вряд ли кого-то напугает. Исправить ситуацию, по мнению экспертов "РГ", поможет возвращение в КоАП России статьи о безбилетниках. Кроме того, пассажиры должны понять: чем чаще они ездят без билета, тем быстрее растут тарифы. Вторая причина, по которой пользователи соцсетей поддержали безбилетника, - это явное превышение полномочий контролеров. Как выяснилось, в обязанности разъездного билетного кассира входит проверка и продажа билетов, а также взимание дополнительного сбора за оказание услуги по их оформлению в электричке. Они также должны "снять" безбилетника с поезда, при необходимости с привлечением сотрудников правоохранительных органов. Так гласит типовая инструкция. Но на деле оказывается, что без наделения их правом задерживать "зайцев" или сопровождать безбилетников в полицию конфликтов избежать не удается, констатирует Кирилл Янков. По его мнению, надо более тщательно подходить к подготовке контролеров. Однако перевозчики утверждают, что и так относятся к этому очень серьезно. Кандидат на должность кассира-контролера проходит вводный инструктаж, в том числе изучает правила поведения при конфликтных ситуациях. Управлением по обслуживанию пассажиров разработаны памятки по культуре и этике обслуживания пассажиров, которые получили под роспись все работники. Есть и алгоритм действий кассиров-контролеров при возникновении провокаций со стороны пассажиров. Случаи недопонимания или открытого конфликта постоянно держатся на контроле. Но надо учесть, что с контролерами еще ходят сопровождающие - обычно это сотрудники частного охранного предприятия. Они обязаны следить за порядком, чтобы не пили и не курили в вагонах. Ранее они даже "гоняли" тех, кто занимал сидячие места в электричках, а потом продавал их пассажирам. Сейчас же, по сути, они выполняют обязанности по охране порядка. Именно они должны высадить безбилетника на ближайшей станции, и именно с ними у пассажиров зачастую возникают потасовки.