Российские авиаперевозчики все чаще страдают от инцидентов с дебоширами и выступают за ужесточение законов, регламентирующих поведение пассажиров на борту воздушных судов. Напомним, 16 апреля рейс «Аэрофлота» из Тель-Авива в Москву пришлось задержать почти на 20 часов по вине «деструктивных действий двух пассажиров». Как стало известно позже, пассажир из хулиганских побуждений напал на члена экипажа, что и привело к срыву графика полетов. Несколькими днями ранее дебош на борту «Боинга», летевшего из Москвы во Владивосток, устроил неадекватный пассажир. Сначала он потерял сознание, а после оказания первой помощи пришел в себя и стал нападать на окружающих. Чтобы успокоить хулигана и обезопасить пассажиров, персоналу пришлось его связать. 18 апреля непосредственно перед вылетом из Краснодара в Минск полиция забрала из самолета пьяного пассажира. Не дожидаясь взлета, он устроил шумный скандал, но был вовремя остановлен членами экипажа, которые и обратились за помощью к полицейским. В последние годы количество правонарушений, совершаемых на борту пассажирских лайнеров, стабильно растет, отмечает «Комсомольская правда». Растут и убытки, которые несут по их вине российские авиакомпании. Срываются рейсы, страдает репутация, нервничают пассажиры. Между тем в Государственной думе уже не первый год лежит законопроект об уголовной и административной ответственности для пассажиров, нарушающих правила безопасности во время полетов. Как писала «Российская газета», документ должен предоставить отечественным авиакомпаниям право отказывать в полете хулиганам еще на земле. Для этого всех дебоширов включат в специальный реестр Росавиации, доступ к которому получат перевозчики. Активно выступает за принятие соответствующих законов «Аэрофлот». Еще с 2012 года компания настойчиво добивается не только введения черных списков, но и разработки юридического механизма, позволяющего авиакомпаниям отказываться от перевозки некоторых пассажиров, и расширения полномочий членов экипажа воздушных судов в противодействии дебоширам. Ведь сегодня бортпроводники не имеют права практически никак им противодействовать. В поддержку законопроекта, как сообщает источник в отрасли, активно выступает и авиакомпания «ЮТэйр», и другие российские авиаперевозчики. Напомним, что в 2013 году, бортпроводникам самолета «ЮТэйр» пришлось связать очередного хулигана скотчем. Очевидно, логичнее было бы разрешить экипажам использовать в такой ситуации обычные наручники, как это принято у ряда иностранных перевозчиков. Но, несмотря на все обращения «Аэрофлота», никакого реального движения по указанным законопроектам пока не просматривается. Представители авиакомпаний досадуют, что все необходимые предложения уже сформулированы, получили экспертную оценку и ждут только согласия законодателей. У «Аэрофлота», к примеру, есть внутренняя база пассажиров, часто нарушающих правила поведения на борту. По информации источников в компании, в марте 2016 года в ней числились 2883 человека. Информация о полете, планируемом таким пассажиром, своевременно поступает сотрудникам авиакомпании для принятия превентивных мер, но отказать им в полете согласно закону невозможно. А других способов обезопасить пассажиров от пьяных выходок практически нет. Таким образом из-за устаревшей или непроработанной юридической базы российские авиакомпании несут прямые убытки и серьезные имиджевые риски. Несколько дней назад «Аэрофлот» получил четыре звезды Skytrax — престижный международный рейтинг, присуждаемый за высокое качество обслуживания пассажиров. Столько же звезд имеют Air France-KLM, British Airways, Emirates Airlines или Lufthansa. Но все эти иностранные компании имеют несравнимо больше возможностей для обеспечения порядка на своих бортах, а значит, им куда проще найти управу на авиадебоширов. Напомним, что Аэронавигационный кодекс Великобритании за курение в самолете предусматривает штраф в 2 тысячи фунтов или лишение свободы на срок до 2 лет. Голландские законы за нахождение на борту в пьяном виде грозят тюремным сроком и штрафом в 300 евро, а если пьянство было сопряжено с нарушением порядка и применением насилия, нарушителя ждет четыре года тюрьмы и штраф до 18 тысяч евро. «Действующее законодательство не позволяет перевозчикам применять черные списки, — отметил доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. — Согласно положениям Воздушного кодекса РФ авиакомпания имеет право расторгнуть договор перевозки с нарушающим правила безопасности пассажиром, но не имеет права отказывать такому пассажиру в приобретении нового билета. Необходимо принять поправки в Воздушный кодекс и федеральный закон «О персональных данных», которые могли бы предоставить возможность авиационным властям гражданской авиации вести черные списки и разрешить авиаперевозчикам отказывать пассажирам в приобретении билета. Пусть на фиксированный срок, как при лишении права управления транспортным средством за пьянку. Во-вторых, нужно срочно вносить изменения в КоАП РФ, предусмотрев специальный состав за противоправное поведение на борту и штраф для нарушителей до полутора не тысяч, а миллионов рублей. Кроме того, законодатели должны включить в главу 27 Уголовного кодекса РФ «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» новый состав преступления — «Отказ выполнять указания членов экипажа на борту воздушного судна» с последующим наказанием, связанным с лишением свободы и (а не или) большим штрафом. В-третьих, следует на законодательном уровне рассмотреть вопрос о наделении кабинных экипажей правом применения специальных мер принуждения, в том числе с использованием специальных средств (но, конечно, не огнестрельного оружия)».