Россияне предпочли морям речные круизы
В столице министр транспорта Максим Соколов дал старт летней навигации круизных речных судов на Москве-реке. По рекам европейской части России на водные прогулки россияне отправились уже на первомайские выходные. Главная проблема судоходства последних лет - маловодность рек. Риск сохранения такого состояния остается до 2025-2030 годов. Но сложная ситуация с низким уровнем воды на реках не мешает восстанавливать круизные направления, в том числе за счет реконструкции гидротехнических сооружений. В первую очередь стоит отметить открытие круизов по реке Оке. В Астраханской области открыто движение круизного транспорта по Волге. К навигации готовы реки Татарстана. В регионе два судоходных маршрута - по Волге и Каме. О начале круизной навигации было объявлено в Красноярском крае - на Енисее. Речная навигация открыта на Оби. На Дальнем Востоке началось движение теплоходов по Амуру. В 2015 году речной транспорт перевез около 13,5 миллиона пассажиров. Из них 2,5 миллиона приходится на речные круизы. В этом году растет число россиян, которые вместо моря готовы отправиться в путешествие по реке. "Мостурфлот" сообщает о 36-процентном росте бронирования. При этом покупки круизов выросли в 1,5-2 раза в сравнении с показателями двухнедельной давности. "Повлияла изменившаяся ситуация с выездным туризмом", - отмечает Светлана Гончарова, замгендиректора компании. Закрытие ряда зарубежных направлений и рост курса валют стимулирует к поиску направлений внутри страны. Все включено Спрос на круизы объясняется и тем, что привыкшие к экзотическим странам и впечатлениям за границей россияне не готовы просто лечь на пляже и загорать. Они хотят приключений и путешествий. В круизе можно загорать и купаться, посетить множество городов и исторических мест, побывать на экскурсиях. Уровень комфорта не страдает, ведь теплоход - это хорошая гостиница. Мировой опыт доказывает, что именно участники круизов чаще всего возвращаются в турагентство для покупки водного путешествия. Мелко плавают На круизном туризме можно было бы делать хороший бизнес, но реки мелеют. Наиболее сложные гидрологические условия отмечались летом 2015 года на Волжском, Азово-Донском и Ленском бассейнах. На этот год трудностей судоходства ожидают в бассейнах тех же рек. Очень сложной навигации в этом году ждут в Якутии. Там низкий уровень воды на верхней и средней части реки Лены может помешать завозу грузов для строительства магистрального газопровода "Сила Сибири". Тем не менее с обмелением можно бороться. Доказательство тому - открытие круизов по реке Оке. "Это очень красивая живописная река, но мелководная", - говорит Гончарова. Раньше турсезон на ней был очень коротким, в конце июня - начале июля теплоходы уходили с Оки. В то же время на ней расположен привлекательный маршрут до села Константиново и далее до Рязани и Мурома. После того как был построен новый гидроузел в районе села Константиново, удалось восстановить навигацию. Маршрут начинается от Южного речного вокзала, самый короткий до Константиново занимает 3 дня, длинный - до Рязани или Мурома - 7 дней. Также был открыт маршрут на Соловецкие острова. Организации маршрутов в этом направлении также мешал низкий уровень воды. "По Беломорканалу не могут пройти крупногабаритные суда, в том числе четырехпалубные теплоходы", - поясняет Гончарова. В 2015 году была проведена реконструкция гидротехнических сооружений. Проблема судоходности на этом маршруте еще не решена, но добраться до Соловков теперь позволяет комбинированный круиз. Очень сложным с точки зрения проходимости является городецкий гидроузел в сторону Казани и Перми. Из-за этого все операторы вынуждены были снять все круизы с этих направлений. В 2014-2015 годах обмеление позволило проводить круизы только с пересадками. В этом году уровень воды должен обеспечить проходимость круизных судов. Решить проблему низкого уровня воды можно за счет строительства водонапорных плотин на Городецком участке Волги и Нижнем Дону. Решение об их возведении будет принято только на сентябрьском заседании Госсовета по развитию российских водных транспортных путей. Цена пойдет вниз Клиентов от речных туров отпугивают высокие цены, которые начинаются от 15 тысяч рублей за трехдневное путешествие. В этом году на рынке впервые будет применена система тарифов с элементами лоукоста. Новые тарифы сейчас работают только на теплоходе "Княжна Анастасия". Можно отказаться от питания, экскурсий и за счет этого снизить цену путешествия. Желающие могут отправиться и на речную прогулку в столице. "Приведены в порядок набережные, убраны уродующие город и водные артерии дебаркадеры, - сообщил на открытии московской навигации руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов. - У нас есть планы по развитию регулятивных перевозок по реке, есть несколько проектов. Думаю, в ближайшее время москвичи получат удобный вид транспорта, который будет работать на благо города". В столице около 100 круизных судов. Они обеспечивают примерно половину всех туров. В 2015-м перевозки компаний составили 1,2 миллиона человек. В 2016-м прогнозируется увеличение перевозок до 1,4 миллиона. Планы на обновление Сейчас в России осталось около сотни круизных теплоходов, большой износ примерно у половины флота, из-за этого ежегодное выбытие судов составляет примерно 10 процентов. Купить теплоходы, которые используются в Европе, в том числе и бывшие в использовании, нельзя: у российских рек другая глубина и сила волн. Минпромторг предложил построить корабли длиной 141 метр, шириной 16,82 метра и вместимостью 306 пассажиров. Они могут использоваться на маршрутах из Москвы в Петербург, Ростов-на-Дону с выходом до портов Крыма. Строительство судна занимает до 3 лет. Проект требует больших вложений, при этом срок окупаемости в среднем - 20 лет. Строительство каждого теплохода обойдется в 2,4-2,5 миллиарда рублей. Порядок финансирования еще не согласован. Пора причаливать Также для развития круизов необходимо обновлять порты и речные вокзалы. Регионам рекомендовали заняться их модернизацией в начале апреля на первом "Фестивале круизов" для развития круизного туризма и увеличения объема пассажирских перевозок. О решении обновить один из речных вокзалов сообщили власти Москвы. "Мэр дал поручение о начале работ по реконструкции Северного речного вокзала", - отметил Ликсутов. Регионы могут обновить и реконструировать круизную инфраструктуру, участвуя в Федеральной целевой программе по развитию внутреннего и въездного туризма. Также получить финансирование на инфраструктуру можно в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу. Значительная часть городов, принимающих участников и гостей чемпионата, стоит на Волге. комментарий эксперта Лед пока не тронулся На многих судоходных реках России навигация еще не началась, на них еще лежит лед, рассказала Марина Макарова, главный специалист Гидрометцентра. В мае-июне к навигации присоединятся Сибирь, Ханты-Мансийский автономный округ, Якутия. Последними для судоходства будут готовы реки Магаданской области. Первым в строй войдет Енисей, он должен вскрыться в первой декаде мая. Тепло уже подбирается к Ханты-Мансийскому автономному округу. В мае вскроются Обь и Иртыш. Протяженность судоходных водных путей автономного округа составляет 5,6 тыс. км. Они связывают населенные пункты округа с крупными сибирскими городами: Омском, Тобольском, Салехардом, Томском, Новосибирском и имеют выход на морские магистрали. В конце мая-начале июня вскрываются реки Якутии. Этот регион имеет крупнейшую судоходную систему: Лена (длина - 4400 км), Вилюй (2650 км), Оленек (2292 км), Алдан (2273 км), Колыма (2129 км), Индигирка (1726 км), Олекма (1436 км), Анабар (939 км) и Яна (872 км). Также в конце мая-начале июня вскрывается река Колыма в Магаданской области. Судоходной она становится от устья реки Коркодона. Хотя при недостатке осадков на ней встречается много отмелей. Инфографика РГ/Михаил Шипов/Елена Домчева