Мы за стеной не постоим: как завлечь туристов из Китая
Государственный Совет КНР опубликовал план развития туризма до 2020 года. По плану общая сумма потребительских расходов в сфере туризма в КНР должна достигнуть 5,5 трлн. юаней, а каждый житель КНР должен совершить не менее двух туристических поездок в год. Самый наглядный пример туристических возможностей Китая — праздник весны и день конституции КНР. Два раза в год полчища туристов из Китая берут приступом любые достопримечательности Европы и Гонконга, образуя километровые очереди далеко на подступах к ним. По данным Ростуризма, в 2015 году китайцы стали лидерами въездного турпотока в Россию, оттеснив на второе место туристов из Европы. И это даже несмотря на то что Россия стоит лишь на 12 месте в списке стран, куда едут китайцы. В прошлом году Россию посетили больше 670 000 китайцев, это почти в два раза больше чем в аналогичные показатели прошлых лет. При этом по оценкам экспертов туристической ассоциации «Мир без границ», вклад китайских туристов в экономику России составляет около $2,5 млрд, из них $1 млрд приходится на Москву. Решающим фактором в пользу отдыха в России стала девальвация рубля, сделавшая туризм в РФ более экономичным. Пока, отмечает представитель Ростуризма в Пекине Александр Фолько, привлекательны для китайских туристов Москва и Приморский край, в последние несколько лет также становятся популярны туры на Байкал. Среди российских регионов, еще не принимающих в большом количестве китайских туристов, но активно работающих над этим, можно отметить Татарстан, Ульяновск, и Владимирскую область. «Для популяризации любого туристического направления, везде, в том числе в Китае, нужен пиар и еще раз пиар. Потенциал очень большой, но для привлечения клиентов необходимо им рассказать о стране. Вот этого сейчас, к сожалению, делается недостаточно для такого большого рынка как Китай», — говорит эксперт. Чем туристов из КНР привлекают другие страны? В начале 90-х годов Австралия приняла у себя много иммигрантов, а также иностранных студентов из Китая. За счет большого количества китайских граждан в министерстве развития туризма Австралии, а также в экспертных группах по развитию турпотока из Китая, Австралия сегодня одна из немногих стран, которые удачно вписываются в китайский менталитет и предугадывают желания своих целевых клиентов. Совет по туризму Австралии не только создал специализированный сайт australia.cn, который содержит отличный от от англоязычной версии контент. Отличается и способ подачи информации для китайского туриста. Так в мире, Австралия знаменита благодаря своему экологическому туризму, а в Китае она известна люксовыми турами для бизнесменов, которые к тому же рассматривают Австралию как место для покупки роскошной недвижимости и инвестиций. На рекламу тратятся огромные суммы: кроме посещения постоянных выставок в Шанхае и Пекине, в которых принимают участие различные регионы Австралии, не прекращается реклама на биллбордах в переходах китайского метро. Австралийские турфирмы активно работают с крупнейшими китайским новостными порталами. встралийцы лучше других понимают с помощью чего можно воздействовать на умы любовь китайских граждан к мобильному мессенджеру WeChat (аналог WatsАpp), широко известна. Форма сообщений проста: короткая и интересная новость, сопровождающаяся фотографии самых известных туристических видов страны. Таким образом делая заточенную под своего клиента рассылку перед праздниками и каникулами, организаторы не только закладывают мысль о проведении отдыха в Австралии, но и за счет интересных постов, стимулируют пересылку сообщения коллегам и друзьям. Интересен и китайский опыт продвижения туризма в Грецию. Своим успехом эта страна обязана популярной телепередаче канала провинции Дзянсу: охват каждой серии составляет порядка 50 млн телезрителей. В финале каждой передачи пары, набравшие больше всего голосов, отправляются в медовый месяц на один из курортов Греции. Благодаря этой передаче Эгейское море с стало символом свадебного путешествия в Китае. Греки активно это используют и пиарят свои курорты в популярных блогах брачных агенств. При этом не все китайцы знают, где и в какой стране находится Эгейское море. Самым главным подводным камнем в работе с китайскими партнерами является их нерасторопность в принятии решений касательно начала работы с новой компанией в России или начала продаж какого-нибудь нового туристического продукта. Им всем присуща осторожность и постепенность в действиях, поэтому тут нужно в первую очередь запастить терпением. Второй важный момент — постоянная ценовая борьба за туриста в самом Китае, что вынуждает многих искать способы снижения себестоимости туров. Это далеко не всегда нравится российским туркомпаниям, привыкшим к работе по некоторому шаблону: вот программа — вот цена на человека. В работе с китайской компанией, возможно, стандартную программу придется переделать несколько раз, чтобы она устроила по цене и качеству коллег в Китае. Китайский турист становится все более разносторонним и практически любой маршрут имеет право на существование, все зависит от способности российских турфирм и регионов представить товар лицом. Сейчас есть много различных инициатив, направленных на привлечение туристов в Россию. В частности, развитие туристических офисов «Визит-Раша» в Китае, призванных помочь российским регионам и туристическим компаниями в продвижении новых маршрутов на китайском рынке. Этот проект является примером государственно-частного партнерства.