О перспективах развития курортов Северного Кавказа и открытии новых зон катания рассказал в интервью Олег Горчев, генеральный директор компании "Курорты Северного Кавказа". Сколько туристов отдыхают на Северном Кавказе, и какая инфраструктура там для этого создается? Об этом в интервью на XV Международном инвестиционном форуме в Сочи рассказал генеральный директор компании "Курорты Северного Кавказа" Олег Горчев. - Олег Сергеевич, как сложился год для курортов Северного Кавказа, что за это время изменилось?- Прошедший год был очень интересный и продуктивный. Мы построили самую высокую в Европе канатную дорогу на Эльбрусе. Верхняя станция находится на отметке 3 847 метров. Мы открыли новую туристическую деревню в поселке Архыз, который находится в Карачаево-Черкессии. Мы получили сейчас положительное заключение экспертизы на новую зону катания на курорте Архыз, это зона катания порядка 14 километров. Она будет находиться на северном склоне, и мы планируем буквально уже в этом году начать реализацию строительства этой новой зоны катания для наших туристов.- Какой туристический поток на Северном Кавказе?- Турпоток, смотрите. С точки зрения зимнего сезона турпоток на Архызе вырос примерно на 30% по сравнению с прошлым сезоном. Он составил около 130 тысяч человек. Примерно аналогичный прирост был на Эльбрусе. Если мы берем только зимний сезон. Но при этом я хочу отметить, что на Эльбрусе на третьей очереди катались примерно до середины лета. И огромнейший турпоток был летом. Большое количество туристов, которые хотели забраться на гору, воспользовались канатными дорогами для того, чтобы им было чуть проще подняться на вершину Эльбруса.- В связи с ростом интереса со стороны туристов к курортам Северного Кавказа, растет ли интерес со стороны инвесторов?- На проекте Архыз в настоящее время работает 24 резидента. Год назад их было 9. Объем инвестиция на сегодняшний день составляет порядка 5,5 млрд рублей, и при этом я могу сказать, что все инвестиционные лоты в двух деревнях, которые есть на курорте, это "Лунная Поляна" и это поселок Романтик, они практически полностью разобраны. Поэтому здесь я думаю, что в ближайшее время мы начнем развивать следующую туристическую деревню для того, чтобы поток инвесторов, который идет на курорт, который желает что-то построить, у него были земельные участники, на которых они могли это реализовывать. А если мы говорим о новой площадке, которую мы запускаем к следующему сезону, это площадка в Чеченской Республике, это курорт Ведучи, у нас там есть резидент, с ним подписано резидентское соглашение. В рамках этого соглашения объем инвестиций со стороны резидента предполагается около 12 миллиардов рублей.- Как вы считаете, нуждается ли система особых экономических зон в перезагрузке?- Особые экономические зоны на Северном Кавказе себя хорошо проявили. У нас хороший, как туристический поток, так и сами площадки они интересны инвесторам. Наверно это произошли благодаря тому, что несколько лет назад мы для себя прописали стратегию развития турпотока до 25-го года, и наверно это можно считать было некой точкой перезагрузки. Потому что мы точно понимаем, что в какой момент времени мы делаем. Мы понимаем, какие площадки мы развиваем. Мы понимаем, когда мы их развиваем. И здесь я могу сказать, что политика, которая была выстроена государством со стороны особых экономических зон, она хорошо работает на Северном Кавказе. - Что мешает развитию туристических зон в России?- На прошедшей панельной сессии, которая называлась "Россия – выбор туриста. Чего не хватает" было подняты очень интересные вопросы. Они звучат следующим образом. Туристическая зона, это не газ, не вода и не электричество. И те зоны, которые оказались не эффективны, они оказались не эффективны во многом из-за того, что управляющие компании построили инженерную инфраструктуру. Но зачем туда должен был поехать турист, было никому непонятно. В чем наверно плюс того, что сделали мы. Мы показали вначале инвесторам туристический поток. Мы создали точку притяжения. Но для нас это было чуть проще, потому что это гора, горные лыжи. Но стратегия опережающего развития горнолыжной инфраструктуры она себя хорошо зарекомендовала. И сегодня мы можем точно сказать, что инвестору нужно несколько вещей, ему нужно понимать, что государство выполняет свои обязательства, ему нужно видеть туриста, который приезжает, и на наших площадках он это все видит. Он видит и туриста, и видит те обязательства, которые на себя государство взяло и выполняет.- Как вы оцениваете конкуренцию на рынке? Как вы считаете, является ли Красная Поляна конкурентом горнолыжным курортам Северного Кавказа?- Вы знаете, я думаю, что на сегодняшний день мы все трудимся в одном направлении, как Красная Поляна, как курорты Северного Кавказа, как Камчатка, как Шерегеш. Если посмотреть на то количество людей, которое катается на сегодняшний день в России, это по разным оценкам не больше 2-3% населения. Если мы сравним с Францией или Австрией, то там порядка 20% населения катается. Поэтому, я думаю, что мы здесь друг друга дополняем и решаем общую задачу, чтобы как можно больше россиян встало на лыжи и познакомилось с этим чудесным видом спорта.