За чайными караванами. В Иркутске обсудили проект исторического маршрута
Идея туристического маршрута, повторяющего Великий чайный путь, возникла несколько лет назад. Международным проектом активно занимаются власти трёх государств - России, Китая и Монголии. Конечная цель у всех весьма грандиозная: сделать чайное путешествие столь же легендарным, как и самый популярный международный маршрут по странам Азии - Великий шелковый путь. Как известно, Китай долгое время считался единственным местом, где произрастает чай. Между тем с XVII века этот напиток стал уверенно завоевывать рынки Европы, а затем и России, становясь неотъемлемым элементом традиций аристократических домов. Но наладить его стабильные поставки из далёкой восточной страны было непросто: морской путь чересчур долог и опасен, сухопутный через Среднюю Азию - тоже. Альтернатива появилась, когда русские стали осваивать Сибирь и налаживать дипломатические контакты с Китаем. Караваны с чаем и прочими заморскими диковинками пошли из Поднебесной через Монголию, Троицкосавск (старое название Кяхты), Верхнеудинск (сейчас - Улан-Удэ), а далее - либо на запад через Иркутск и Канск, либо на восток через современный Забайкальский край на Аляску. К Приангарью претензий нет Идея возродить исторический маршрут, но уже не как торговый, а туристический, как говорится, попала в благодатную почву. Страны-участницы проекта взялись активно его развивать, но пока о всемирной популярности Великого чайного пути говорить очень рано - сегодня по нему преимущественно путешествуют граждане Китая и в значительной степени он ориентирован именно на них. - Только в 2016 году поток выездного туризма из Китая в Россию увеличился на 40%, - говорит заместитель руководителя департамента по туризму автономного района КНР Внутренняя Монголия Чжен Цзянин. - Одновременно растут и требования китайских туристов к качеству туристического продукта. И руководитель Агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина обещает это самое качество стабильно повышать, что предположительно приведёт к увеличению турпотока из Китая в ближайшие годы на 80%! Впрочем, к Иркутской области особых претензий у «кураторов» межрегионального туристского проекта «Великий чайный путь» нет. - У вас тут все хорошо с туризмом, - считает зампредседателя координационного совета по его реализации Александр Львов. - Практически - соцреализм в действии: борьба хорошего с очень хорошим. К Республике Бурятия тоже серьезных вопросов не возникает, а вот к третьему российскому участнику маршрута - Забайкальскому краю - есть некоторые претензии. Руководство проектом недовольно тем, что регион недостаточно активно продвигает в Китае информацию о себе и своём участке Чайного пути. Если в северных районах КНР об этом регионе ещё имеют представление, то в южных туроператоры совершенно ничего не знают о Забайкалье. «Возьмите нас» Между тем к уже сформированной группе участников «Великого чайного пути» ярое желание присоединиться высказывает ещё один регион России - Красноярский край. Основания для этого есть - чайный путь из Поднебесной в своё время шёл и по их территории - через Канск и Енисейск. - В прошлом году в нашем регионе побывали чуть больше тысячи китайских туристов, а ведь у нас отличная инфраструктура, много интересных мест для показа, например, Шушенское.- говорит министр культуры Красноярского края Елена Мироненко. Участники проекта готовы принять в свою компанию новый субъект. Между тем встает вопрос о создании единого образа маршрута. Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Сергей Корнеев считает, что продвигать маршрут надо не частями, расположенными в одной стране или регионе, а комплексно, целиком, и делится опытом создания туристического маршрута «Серебряное ожерелье России», который соединяет несколько регионов северо-запада страны. Единый бренд, единая символика, согласованное продвижение достопримечательностей, создание общей рекламной продукции, разработка сайта - всё это важные шаги для создания узнаваемого маршрута. И многих этих аспектов Великому чайному пути пока не хватает - в том числе и продвижения за пределы рынков стран-участниц. Кстати, для узнаваемости Чайного пути предложили установить в каждом городе маршрута тематические памятники. - Мы собираемся восстановить около 15 почтовых пунктов, которые были вехами Великого чайного пути, и пустить между ними для туристов гужевой транспорт. Там такие памятники будут уместны, - поддержала идею вице-мэр Улан-Батора Шижирбаатар Анхмаа. А пока дело до гужевого транспорта не дошло, популяризировать маршрут Великого чайного пути будут с помощью современных средств передвижения: в частности, в июле этого года стартует автопробег по Китаю, Монголии, Бурятии и Иркутской области.