Сибиряки путешествуют меньше других жителей страны
ИА REGNUM в НГУ, Черкашина определила уровень туристической мобильности в разных регионах страны и выявила факторы, которые на нее влияют, основываясь на данные органа статистики. Социолог, анализируя комплексное наблюдение условия жизни населения (КОУЖ) 2011 и 2014 годов, сфокусировалась на туристической мобильности как на самой «добровольной» форме перемещения, которая зависит от выбора, установок и финансов индивидуума. Сравнив данные КОУЖ за 2011 и 2014 годы, социолог пришла к выводу, что население всех федеральных округов стало мобильнее, но в разной степени. Так, если уровень туристической мобильности жителей Сибирского и Южного федеральных округов увеличился на один — два процентных пункта, то в большинстве остальных округов он вырос на пять — шесть пунктов. Максимальный рост доли россиян, совершавших туристические и экскурсионные поездки, произошел в Северо-Кавказском федеральном округе: с 7,9% до 20,2%. Наивысший уровень туристической мобильности наблюдается среди населения столичных округов и Дальнего Востока. По мнению Татьяны Черкашиной на пространственную мобильность населения влияют несколько факторов: возраст, состояние здоровья, экономические ресурсы и транспортная инфраструктура. Что касается экономических ресурсов, то более 50% людей из семей с доходом выше 75 тысяч рублей в месяц в течение года перед опросом выезжали с экскурсионными и туристическими целями за пределы своего населенного пункта. Среди россиян, чей совокупный семейный доход не превышал 15 тысяч рублей в месяц, мобильным были не более 10%. По данным новосибирского социолога, среди владельцев автомобилей доля мобильных выше: максимальна она среди тех, в чьих семьях либо два автомобиля, либо один относительно новый автомобиль (37−38%). Среди жителей России, не имеющих автомобиля, в туристических поездках в течение года были 16,6%, среди владельцев относительно старого автомобиля — 23,2%. «Если сравнивать различия в уровне средних доходов населения федеральных округов, они лишь отчасти совпадут с уровнем пространственной мобильности. Так в Сибирском, Южном и Приволжском федеральных округах среднедушевые доходы составляют 80−85% от общероссийской величины, но мобильность сибиряков сдерживается как ограниченной транспортной инфраструктурой, так и срединным географическим положением. При слабой наземной транспортной инфраструктуре Дальний Восток — третий макрорегион страны по уровню туристической мобильности населения, что отчасти является эффектом программы субсидирования авиационных перевозок с Дальнего Востока в европейскую часть России и в обратном направлении», — говорится в исследовании. Один из выводов исследования заключается в том, что из составляющих доступа к туристической мобильности ключевой сейчас является экономическая. Зависимость от экономических ресурсов проявляется в ограниченной мобильности низкодоходных семей и в большей туристической подвижности автовладельцев. Исследователь отмечает, что фактором, смягчающим влияние экономических ресурсов, может стать «сетевая компетентность» — умение включаться, использовать и поддерживать коммуникацию в социальных сетях с ранее незнакомыми людьми.