Если Турцию вновь закроют…

Туризм вновь стал заложником большой политики Росавиация 10 апреля направила авиаперевозчикам телеграмму о возможной приостановке чартерных полетов в Турцию. Насколько вероятно, что предупреждение Росавиации будет реально воплощено, и какие последствия в этом случае ждут туристическую отрасль? Сигнал Эрдогану «В связи со сложной внутриполитической ситуацией в Турецкой республике, возможно приостановление чартерных рейсов российских авиакомпаний на это направление. Прошу принять необходимые меры при планировании программ», – говорится в тексте за подписью замруководителя ведомства О. Клима. Факт получения телеграммы редакции HotLine.Travel уже подтвердили в «Уральских авиалиниях», а также в авиакомпаниях, сотрудничающих с туроператором «Пегас Туристик». Информация быстро распространилась по туррынку, однако все сходятся на том, что воспринимать этот документ как повод для паники или руководство к действию не стоит. Эксперты указывают на ключевое слово в тексте – «возможно»: прямого указания приостановить полеты ведомство пока не давало. Скорее всего, предупреждение стоит рассматривать как сигнал не столько перевозчикам, сколько турецкому политическому руководству. Напомним: несколькими днями ранее, 6 апреля, президент Турции Реджеп Эрдоган поддержал заявление президента США Дональда Трампа о военной операции в Сирии. После того как в ночь на 7 апреля американцы нанесли ракетный удар по сирийской военной базе, Эрдоган заявил, что приветствует этот шаг и не считает его достаточным, рассчитывая на продолжение операции. Все это никак не способствует наметившейся нормализации отношений Турции и России. Возможно, по расчету Кремля, намек на новое приостановление чартеров должен быть правильно понят в Анкаре. Особенно накануне референдума о переходе к президентской форме правления, который запланирован в Турции на воскресенье 16 апреля. Турпоток из России критично важен для турецкой экономики, тем более что курорты страны недосчитаются предстоящим летом туристов из Европы. А если это всерьез? Нельзя исключать и другую вероятность: чартерное «оружие» уже решено пустить в ход. И в случае негативного сценария большой вопрос: кому не поздоровится больше – турецкому турбизнесу или отечественному. Ведь с нашей стороны ставку на восстановление турпотока в Турцию уже сделала масса игроков. Тяжелый удар будет нанесен и по туристической рознице. Более 30% продаж по ранним бронированиям приходится именно на Турцию. При аннуляции путевок потребители вправе оформить полный возврат средств, а это чревато настоящим коллапсом на рынке. Для туроператоров ситуация может оказаться гораздо хуже, чем осенью–2015, после закрытия Турции для организованного туризма из-за инцидента со сбитым российским бомбардировщиком. Ведь тогда чартеры были остановлены на финише высокого сезона, когда обязательства перед туристами и партнерами в основном уже выполнены. А сейчас, на старте лета–2017, у большинства игроков подписаны контракты с авиакомпаниями, внесены депозиты в отели. Вернуть предоплату весьма проблематично. Не меньшая проблема грозит и чартерным перевозчикам. Им придется срочно изыскивать возможности пристроить освободившийся авиапарк. На рынке образуется огромный профицит бортов, ведь Египет, другое массовое направление, до сих пор не открыт, а потребности в перевозке на отечественные курорты в основном покрываются уже имеющими регулярными рейсами. По мнению авиаэкспертов, некоторые перевозчики, активно задействованные на чартерных маршрутах, окажутся на грани банкротства. Российскому туррынку, конечно, не привыкать к потрясениям, но хотелось бы, чтобы такой сценарий не реализовался. Пожалуй, единственный «позитив», если такой термин уместен при неблагоприятном развитии событий, – вынужденная активизация бронирований путевок на других туристических направлениях: внутрироссийских, европейских или на дальнемагистральных маршрутах.