Москва, 25 мая - "Вести.Экономика". Рынок авиации всегда был очень конкурентным, однако за последние 15 лет две крупные компании стали неоспоримыми лидерами в этой области — Airbus и Boeing. Тем не менее, сейчас компании из разных стиран мира пытаются оспорить доминирование этих двух гигантов. Так, в понедельник 22 мая в Шанхае открылся офис оператора программы создания российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.СП "Китайско-российская международная коммерческая авиастроительная компания с ограниченной ответственностью" (China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC) будет выполнять функцию оператора программы создания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета нового поколения, который совместно создают Россия и Китай. Соглашение о создании СП было подписано 25 июня 2016 года на полях встречи президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина.Первый полет лайнера планируется примерно через семь лет, а возможность купить его появится у заказчиков в 2027 году. Однако не только российско-китайская компания будет конкурировать с двумя лидерами. Есть и другие компании, которые уже сейчас пытаются занять свое место на рынке. Ниже представляем топ-7 самолетов, которые в ближайшие годы будут конкурировать на рынке авиаперевозок. Airbus A320neo Airbus A320neo — семейство улучшенных версий узкофюзеляжных пассажирских реактивных самолётов семейства Airbus A320, производимых Airbus. Аббревиатура "neo" означает "New Engine Option", то есть "Новый вариант двигателя". Основное изменение заключается в установке новых двигателей, которые снизят расход топлива на 15 %, эксплуатационные расходы на 8 %, количество выбросов в воздух не менее чем на 10 % и уменьшат уровень шума по сравнению с классическими моделями серии А320.На самолёт могут быть установлены 2 типа двигателей: CFM International LEAP-1A или Pratt & Whitney PW1100G. Некоторым изменениям подвергнется и планер, в том числе будет модифицировано крыло и изменена конструкция его законцовки для уменьшения индуктивного сопротивления. Также для комфорта пассажиров будет переработан салон самолёта: увеличено багажное отделение и улучшена система очистки воздуха. Airbus A350XWB Airbus A350 XWB — семейство дальнемагистральных широкофюзеляжных двухдвигательных пассажирских самолётов, разработанных концерном Airbus в качестве замены A330 и A340. A350 — первый самолёт Airbus, в котором фюзеляж и крыло в основном изготовлены из углепластика. Он может перевозить от 250 до 350 пассажиров в типовой трёхклассной конфигурации, с максимальной вместимостью 440—550 пассажиров, в зависимости от модификации. Стартовым заказчиком A350 является Qatar Airways, которая заказала 80 самолётов (всех трёх вариантов).15 января 2015 г. A350 XWB, принадлежащий авиакомпании Qatar Airways, отправился в свой первый коммерческий рейс — из Дохи во Франкфурт — с пассажирами на борту. Airbus A330neo Airbus A330neo — семейство улучшенной версии широкофюзеляжного самолёта Airbus A330, производимых компанией Airbus. Предназначенный для средних и дальних дистанций, оснащён двумя турбовентиляторными двигателями.Основное изменение заключается в установке новых двигателей, которые снизят расход топлива на 14 %, эксплуатационные расходы на 8 %, количество выбросов в воздух не менее чем на 10 % и уменьшат уровень шума по сравнению с классическими моделями серии А330. Предполагается единственный вариант двигателя Rolls-Royce Trent 7000. Помимо современных двигателей данное семейство получит улучшенный аэродинамический контур и новый дизайн пассажирского салона. Boeing 737 MAX-Series Boeing 737 MAX — новое семейство самолётов, разрабатываемое компанией Boeing для замены семейства Boeing 737 Next Generation. Основным изменением станет использование более мощных и крупных двигателей CFM International LEAP-1B. Некоторым изменениям подвергнется и планер. На новый самолёт уже поступило более 2 200 заказов от 47 различных покупателей, 100 из которых оформила авиакомпания American Airlines, 201 индонезийская Lion Air, 35 американская Aviation Capital Group и Southwest Airlines с заказом на 200 самолётов. Norwegian Air Shuttle стала первым европейским заказчиком нового 737, с заказом в 100 единиц. Boeing 787 Dreamliner Boeing 787 Dreamliner — широкофюзеляжный двухдвигательный реактивный пассажирский самолёт, разработанный американской компанией Boeing Commercial Airplanes. Максимальное количество пассажиров (в одноклассовой конфигурации): от 250 до 330, в зависимости от варианта (по вместимости и дальности полёта 787 сравним с Boeing 767). Boeing утверждает, что Dreamliner более экономичный, чем предыдущие разработки. Boeing 787 стал первым пассажирским самолётом компании, в конструкции которого широко использованы композиционные материалы.Салон Boeing 787 на 40 см шире, чем у предшественника Boeing 767, что позволило сделать сиденья удобнее, а проходы свободней. Увеличился размер туалетов. Теперь, развернув перегородку между ними, можно организовать доступ для людей в инвалидных колясках. Верхние багажные полки стали существенно более вместительными, и на каждую из них можно расположить по четыре чемодана с колёсиками, что значительно больше чем у предшественников.Высота окон составляет 46 см — это рекорд среди всех коммерческих лайнеров. Иллюминаторы снабжены регулируемым электрохромным затемнением.С помощью бортовой беспроводной связи к мониторам на спинках сидений подаются развлекательные программы, а спутниковая система позволяет пассажирам использовать широкополосный интернет (250 кбит/с). Bombardier C-Series Bombardier C-series — проект семейства пассажирских узкофюзеляжных двухмоторных реактивных самолётов средней дальности канадской компании Bombardier Aerospace. В настоящее время серия представлена типами воздушных судов CS100 на 110 мест и CS300 на 130 мест (первоначально были названы C110 и C130). Первый полёт был первоначально запланирован на вторую половину 2012 года, затем перенесён на июнь 2013. В итоге первый полёт Bombardier CS100 состоялся 16 сентября 2013 года.Самолёт Bombardier C-Series содержит особенности, подобные тем, которые содержатся в Boeing 787 Dreamliner и Airbus A350: больше используются композитные материалы, "стеклянная кабина", вдвижные багажные полки, что позволяет каждому пассажиру убрать значительную часть ручной клади. Самолёты C-Series будут содержать 70 % современных материалов, включая 46 % композитных материалов и 24 % алюминиево-литиевых сплавов, что позволит на 15 % снизить стоимость мили полёта и существено снизить эксплуатационные расходы.Первый коммерческий рейс типа CS300 состоялся в авиакомпании airBaltic 14 декабря 2016 года из Риги в Амстердам. Embraer E-Jet E2 Embraer E-Jet E2 — семейство двухмоторных узкофюзеляжных пассажирских самолётов средней дальности производства бразильской компании Embraer.О начале разработки нового самолёта было объявлено в 2013 году на авиасалоне в Ле Бурже. Первые поставки ожидаются в 2018 году.В ноябре 2011 года Embraer объявила, что не будет разрабатывать новый самолёт, а сосредоточит своё внимание на разработке модернизированных версий семейства E-Jet. Новый самолёт будет обладать крылом большого удлинения с улучшенной аэродинамикой, новой авионикой и новыми двигателями Pratt & Whitney PurePower с высокой степенью двухконтурности. Mitsubishi MRJ Mitsubishi Regional Jet (MRJ) — региональный турбовентиляторный самолёт, разработанный японской компанией Mitsubishi Aircraft Corporation, подразделение Mitsubishi Heavy Industries. В разработке самолёта также принимало участие подразделение компании Toyota — Fuji Heavy Industries. MRJ станет первым пассажирским самолётом, разработанным и производимым в Японии со времён NAMC YS-11, проект которого оказался убыточным.Двумя основными вариантами самолёта должны стать MRJ 70 (вместимость 76 мест) и MRJ 90 (удлинённый фюзеляж вместимостью 88 пассажиров). Оба варианта также будут иметь версии с увеличенной дальностью полёта MRJ 70/90ER и MRJ 70/90LR. COMAC ARJ21 Advanced Regional Jet — китайский региональный пассажирский самолёт; разработан компанией Commercial Aircraft Corporation of China Ltd., входящей в государственную корпорацию AVIC I.Самолёты серии ARJ21 рассчитаны на перевозку от 70 до 115 пассажиров в зависимости от модификации. По проекту они способны без дозаправки совершать перелёты на расстояние от 2,2 до 3,7 тыс. километров и приземляться в сложных климатических условиях на высокогорных аэродромах. COMAC C919 Comac C919 — разрабатываемое Commercial Aircraft Corporation of China (Comac) семейство узкофюзеляжных самолётов, рассчитанных на 168—190 посадочных мест.Это будет крупнейший авиалайнер, спроектированный и построенный в Китае после экспериментального Shanghai Y-10 и второй самолёт компании после регионального COMAC ARJ21 Xiangfeng. C919 является частью долгосрочной цели Китая разрушить дуополию Airbus и Boeing, этот самолёт будет конкурировать с Airbus A320neo, Boeing 737 MAX и МС-21 Иркут MC-21 Иркут МС-21 ("Магистральный самолёт XXI века") — российский проект ближне-среднемагистрального среднефюзеляжного пассажирского самолёта. Торжественная церемония выкатки нового самолёта МС-21 состоялась на Иркутском авиационном заводе восьмого июня 2016 года.МС-21 претендует на ту же коммерческую нишу, что и Boeing-737 MAX и Airbus A320neo.Программа семейства ближне-среднемагистральных самолётов МС-21 разрабатывается совместно с ОКБ Яковлева и корпорацией "Иркут". Участником проекта также была компания "Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина", однако в феврале 2008 года она покинула проект.Самолёт проекта МС-21 предназначен для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях и призван конкурировать с иностранными аналогами на всех географических рынках. Данный самолёт имеет самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолётов (4,06 м), что позволяет предоставить пассажирам и экипажу комфорт, сравнимый с комфортом широкофюзеляжных самолётов последнего поколения.Главный конструктор — Константин Попович.В рамках программы создания семейства пассажирских самолётов нового поколения в настоящее время разрабатываются лайнеры МС-21-300 (160—211 мест) и МС-21-200 (130—176 мест). CRAIC 929 Китай и Россия совместно разрабатывают крупный самолет нового поколения.На церемонии открытия совместного предприятия 22 мая вице-президент "ОАК" Владислав Масалов заявил, что широкофюзеляжные самолеты занимают особое место на мировом рынке гражданской авиации, их число не достигает и 20%, а общая рыночная капитализация — более 50%. По прогнозам, с 2023 по 2045 годы, мировой спрос на широкофюзеляжные самолеты составит более 7000 единиц, в том числе 15% спроса происходит со стороны Китая.Владислав Масалов исполняет обязанности первого председателя Китайско-российской международной коммерческой авиастроительной компании (CRAIC). Он пояснил, что стороны уже определили план развития серии широкофюзеляжных самолетов, утвердили дальность полетов (12 тыс км) и количество мест (280).Вице-президент "ОАК" подчеркнул, что китайско-российский широкофюзеляжный самолет будет иметь "15%-ное конкурентное преимущество" по сравнению с "Boeing 787" и "Airbus A350", которое главным образом будет отражаться в расходе горючего двигателем и других рабочих характеристиках.Масалов также отметил, что китайско-российский широкофюзеляжный лайнер будет отличаться высоким уровнем безопасности, обеспечит пассажирам более комфортные условия для полета, а также более полно удовлетворять потребности аэропорта и авиакомпаний в эксплуатации, технобслуживании самолета и т.д.