Куда плывём? Почему люди любят путешествовать по рекам
Куда нижегородцы могут отправиться по Волге и Оке из приволжской столицы? Что мешает развитию речного туризма в регионе? Поездка как награда По данным исследования аналитического агентства «Турстат», нынешним летом Нижний Новгород - на третьем месте в рейтинге популярных круизных городов у россиян после Санкт-Петербурга и Москвы. Рейтинг составили по результатам анализа спроса и предложений круизов в России. Также в топ-10 попали Казань, Петрозаводск, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань, Ульяновск. По данным аналитиков агентства, в этом году у туристов самые популярные маршруты из Нижнего Новгорода - до Казани, Болгара и Свияжска, а также через Городец до Ярославля. Оба направления - четырёхдневные круизы. Для жителей нашей страны путешествие на теплоходе было всегда излюбленным видом отдыха. Для многих поездка была призом и наградой. Например, нижегородский математик, преподаватель ННГУ Валентина Фокина вспоминает, что поездка по реке определила её судьбу: - Я выиграла школьную олимпиаду по математике, и наградой была путёвка - путешествие по Волге. Горький мне понравился больше других городов. И я поступила на факультет вычислительной математики и кибернетики местного госуниверситета. В Горьком у Валентины Николаевны родился сын, который стал знаменитым на весь мир химиком - Валерий Фокин. Вот вам и судьбоносное путешествие. Для архитектора Елены Бражниковой речные прогулки - это тёплые воспоминания из детства: она сама из Чебоксар, и с родителями ездила до Чкаловска по Волге. Для Валентины Юдиной поездки на теплоходе - отдушина, зрелый возраст - не помеха для путешествий. Например, несколько лет назад Валентина Николаевна ездила в круиз из Нижнего до Валаама и Кижей, наслаждалась красотами за бортом и на палубе делала зарядку. Отдых хороший, но дорогой - Я считаю речное путешествие прекрасным видом отдыха и для тела, и для ума. Но достаточно дорого, - считает нижегородка Ирина Плотникова. - Мы плавали на трёхпалубном круизном теплоходе - очень понравилось! Отличный сервис, вкусная еда, чистота, комфорт - всё на высоте. Предлагают интересные экскурсии. А какие красивые виды, берега! - говорит нижегородка Анна Юрьина. - Мне только не нравятся развлечения на корабле, но это личное восприятие. По словам Руслана Зырянова, 8 лет проработавшего помощником капитана на пассажирских судах, на теплоходе сегодня путешествуют с комфортом - на суднах размещают со всеми удобствами, каюты переоборудованы, в номерах есть санузел, на трёхпалубных кораблях созданы очень комфортные условия для туристов. - А вот сервис на флоте - это сугубо индивидуальное понятие, которое зависит от компании и от конкретного теплохода. Бывает, что весь экипаж старается, а какой-то нерадивый сотрудник испортит всё впечатление от отдыха, - рассуждает Р. Зырянов. - Скучать на теплоходе не приходится - в течение дня тоже бывают разные мероприятия, вечером проходят концерты, дискотеки, на каждом теплоходе есть бар. Если путешествуете по Волге, получите большое удовольствие во время зелёных стоянок, особое удовольствие вам доставит Волгоград. А вот в плавании на северо-запад вас удивит холодная природа северного края. Но, конечно, речной отдых - это дорого. Представьте, вам придётся отдать 100 тыс. руб. за путешествие по Поволжью. Ждите гостей Эксперты называют круизный туризм одним из самых перспективных направлений развития индустрии гостеприимства внутри страны. Тем более что со времени кризиса 2008-2009 гг., когда объём туруслуг в регионе сократился почти на половину, эта сфера в последние годы начала оживать. Кстати, по данным исследований ННГУ, больше половины туристов приезжают в Нижний Новгород на теплоходах по Волге. А по оценкам «ТурСтата», внутренний речной круизный туризм в России вырастет в 2017 году на 20% - коснётся это и Нижнего Новгорода. Большие планы и на следующий год - к чемпионату мира по футболу-2018. Правда, на пути развития круизного туризма в Нижегородской области стоят несколько глобальных проблем. - В первую очередь, это высокая степень износа действующего круизного флота (большинству теплоходов уже по 50-60 лет, износ - более 70%). Региональным операторам сложно приобретать новые суда из-за огромных затрат на их покупку, - говорят в министерстве промышленности, торговли и предпринимательства региона. - Ещё одна причина - отсутствие развитой туристской инфраструктуры, например, обмеление русла рек Волги и Оки, необорудованность причалов в туристских центрах. Например, состояние причальной стенки и самого речного вокзала речники обсуждают с начала навигации-2017 очень активно. Всё-таки это речные ворота приволжской столицы. Ветераны речного флота обратились в гордуму, региональный парламент с просьбой привести в порядок этот объект. - 1,5 км Нижневолжской набережной - прежде всего причалы, функциональное назначение которых - обслуживание пассажиров. Конечно, сейчас нет транзитных пассажиров, но с решением проблемы углубления реки они появятся. В Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Чебоксарах, Мышкине замечательные причалы. Важно технологическое состояние причальной стенки. Нужно подумать о комфорте пассажиров, размещении касс, залах ожидания, транспортных подходах и развязках. Городу нужно вернуть речные ворота, - уверен заслуженный строитель России Андрей Голубков. По словам зам. главы администрации Анатолия Молева, в ближайшее время получат заключение обследования причальной стенки - на данный момент очевидно, что она в рабочем состоянии. А вот благоустроенную набережную и причальный комплекс мы увидим весной 2018 года. В Турцию или по Волге? Директор нижегородской крупной круизной компании Дмитрий Галкин: - 2016-й был самым ударным с начала нулевых в плане развития речного туризма. Повезло с погодой. Способствовали и внешние факторы - например, закрытие Турции, Египта. Вырос патриотизм россиян, люди с большим интересом стали рассматривать варианты отдыха в России. Навигация в этом году началась менее удачно, чем в 2016-м. Поток туристов в 2017 году не растёт. Мешают погодные условия - лето холодное, дождливое и не располагает к путешествиям по воде. Я не помню такого недружелюбного лета начиная с 1994 года. Вторая глобальная причина - снижение потребительского спроса. Покупательская способность людей падает. Более того, для наших туристов снова открыта Турция, где предлагают достаточно много видов отдыха за разумные деньги. Есть неплохие предложения и в Греции. Разумеется, нужно строить флот, обновлять корабли - люди хотят путешествовать на комфортабельных новых лайнерах. Конечно, нужно развивать инфраструктуру для речных перевозок. В каждом областном центре есть пассажирские причалы, крупные города принимают корабли. Но есть вопросы к качеству этих площадок, к ценам. Нужно расширять комплексы. По сути, инфраструктура для речных круизов в российских городах создана в минимальном объёме. Но всё же её состояние не является тем ограничивающим фактором, который не даёт сфере круизного туризма развиваться. Самое большое ограничение для роста рынка - кошелёк и доход туристов.