Войти в почту

Австралийская авиакомпания Qantas предложила Boeing и Airbus увеличить максимальную дальность разрабатываемых моделей самолетов. Новые лайнеры сэкономят пассажирам сверхдальних рейсов три-четыре часа в пути и нанесут удар по бизнесу узловых аэропортов, так называемых авиахабов.

Как сверхдальние авиарейсы могут изменить рынок
© Коммерсантъ

О предложении Qantas стало известно из годовой отчетности авиакомпании. Речь идет о новом Boeing 777X, который должен быть запущен в эксплуатацию в 2020 году, и A350-900ULR, который ожидается в следующем году. Как считают в Qantas, несколько увеличить максимальную дальность полета этих моделей вполне реально.

Если все получится, уже через несколько лет можно будет долететь из Сиднея в Лондон — а это около 17 тыс. км по прямой — за 20 часов 20 минут, а в Нью-Йорк (около 16 тыс. км) — за 18 часов.

Если сравнивать с нынешними перелетами по тем же маршрутам с одной промежуточной посадкой, то прямой рейс будет экономить пассажирам от трех до четырех часов в пути.

Уже сейчас Qantas осуществляет прямые рейсы из Сиднея в Даллас, а в 2018 году авиакомпания готовится запустить прямые рейсы из Перта в Лондон на самолетах Boeing 787-9. На дальние расстояния без промежуточных посадок летают сейчас и другие авиакомпании. И таких рейсов становится все больше.

Как полагает эксперт Bloomberg Дэвид Фиклинг, развитие беспосадочных рейсов на сверхдальние расстояния ознаменует собой конец существования хабов в их нынешнем виде.

До недавнего времени отсутствие у крупных авиакомпаний, подобных Qantas, технических возможностей осуществлять беспосадочные рейсы вынуждало их использовать промежуточные аэропорты и заключать альянсы с другими перевозчиками для получения более выгодных условий использования аэропортов. В такой ситуации региональные хабы оказывались в выгодном положении: через них проходили не только их пассажиры, но и те, что делали там пересадку. Это выгодно было и региональным авиакомпаниям, которые обслуживали часть пересадочных рейсов.

Появление прямых рейсов кардинально изменит картину. По мнению эксперта, путешествующие бизнес-классом пассажиры, которые приносят наибольшую прибыль авиакомпаниям, будут отдавать предпочтение самым быстрым по времени рейсам между финансовыми центрами.

Региональным авиакомпаниям для сохранения прибылей придется сконцентрироваться на коротких рейсах и пассажирах экономкласса. В любом случае, отмечает эксперт, авиакомпаниям придется адаптироваться к меняющимся условиям. «Нужно будет летать либо дальше, либо ближе. А промежуточный вариант быстро превращается в тупик»,— уверен Дэвид Фиклинг.