Войти в почту

Россию ждет глобальная авиареформа — всех под одно крыло

Новые авиакомпании должны будут иметь в парке минимум три российских самолета. С такой инициативой выступает Минтранс. Ведомство разрабатывает соответствующие изменения в федеральные авиационные правила, пишет «Интерфакс» со ссылкой на портал проектов нормативных правовых актов. По замыслу министерства, в парке у новых игроков на рынке авиаперевозок три самолета российского производства должны быть не старше пяти лет. Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров сомневается в эффективности инициативы Минтранса.

Россию ждет глобальная авиареформа
© © Flickr / Paul Frederickson

Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Насколько я понимаю, инициатива Минтранса направлена исключительно на тех, кто хочет войти на рынок. В целом для тех игроков, которые уже сейчас на рынке, наверное, это хорошо, потому что не будет усиливаться конкуренция, не будет появляться новых авиакомпаний, потому что сама эта мера сегодня не позволит появляться на рынке новым авиакомпаниям. Дело в том, что сегодня в Российской Федерации выпускается только один новый тип воздушного судна — это Sukhoi Superjet-100, который, к сожалению, занимает маленькую нишу на рынке авиаперевозок. Это небольшой региональный самолет. В то же время основная техника, которая сегодня востребована на рынке, — это среднемагистральные самолеты. Я уже не говорю о дальнемагистральных самолетах. Их просто в Российской Федерации не производят. Поэтому, к сожалению, мера будет являться запретительной до тех пор, пока у нас в промышленность не выйдет в серийное производство самолет МС-21, как минимум. Я уже не говорю, о том, что хотя бы к 2030 году, может быть, появиться и отечественный широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет. Мера, с одной стороны, конечно, которую надо приветствовать. Желательно как-то поддерживать нашу авиационную промышленность. Но, с другой стороны, она очень серьезно бьет по рынку авиаперевозок, ухудшает конкуренцию, не будет появляться новых игроков, в том числе и бюджетных авиакомпаний. И в целом ведь это еще и накладывается на предложение Минпромторга в 2019 году вернуть пошлины на ввоз иномарок, а это означает, что авиакомпаниям все равно придется закупать иномарки, но только они будут дороже. А, соответственно, и мы с вами пассажиры будем платить еще дороже за авиаперевозки».

Также стало известно, что Объединенная авиастроительная корпорация в ближайшее время приступит к проведению крупнейшей реформы отрасли. Об этом пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. По данным собеседников издания, в одно юрлицо будут объединены ОАК, «Гражданские самолеты Сухого» и корпорация «Иркут». Новая структура, в частности, займется управлением гражданскими программами авиастроительной корпорации. Директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис» Сергей Вехов считает, что подобные изменения являются логичным этапом развития отрасли.

Сергей Вехов директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис» «На нынешнем, конечно, витке технического прогресса быть маленьким производителем больших самолетов невозможно. Это огромные технические разработки, это огромные научные центры, это огромные заводы по производству безопасной техники, поэтому, конечно, у нас уже не должно быть никаких «Туполевых», «Яковлевых», «Ильюшиных», а должен быть один единственный авиастроительный центр так же, как и во всем остальном мире. Так что, если ситуация останется такой же раздробленной, как она есть сейчас, значит, это был просто поглощение с целью лучшего распила бюджета. А, если у нас, действительно, появятся новые гражданские воздушные суда, которые лет через 20-30 смогут более-менее приблизиться к конкуренции на мировом рынке, тогда это хорошо, потому что когда-то были авиационной державой, сейчас мы ей не являемся, но потихонечку до нас доходит, что никто, кроме нас, нам не поможет. Значит, надо строить самолеты самим. Мы это узнаем через год-два. Посмотрим. Будем наблюдать внимательно».

Источники газеты отметили, что реформа будет проводиться по модели, которая ранее успешно прошла в Airbus. Концерну удалось оптимизировать управленческую структуру и снизить издержки.

По оценкам экспертов издания, объединение ОАК с «Иркутом» и самолетами «Сухого» позволит сэкономить около 50 млрд рублей.