Пулково хлопает крыльями
Транспорт По итогам 2017 года аэропорт Пулково, которым управляет консорциум "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС), может обслужить около 16 млн человек, увеличив этот показатель по сравнению с прошлым годом на 20%. И все-таки идея превратить петербургский аэропорт в международный хаб с пропускной способностью в 18 млн человек пока так и не была реализована на практике. По мнению экспертов, чтобы стать мировым пересадочным терминалом, Пулково не хватает самого главного -- полноценной базовой авиакомпании. Лидия Горборукова По данным ВВСС, аэропорт Пулково в январе -- июле 2017 года обслужил более 9 млн человек, что на 25% больше показателя за такой же период 2016 года. Пассажиропоток на внутренних линиях достиг 5,6 млн человек, увеличившись на 20,9% по сравнению с прошлым годом. Пассажиропоток на международных рейсах составил 3,3 млн человек, что на 32,6% больше, чем за аналогичный период 2016 года. "Ожидается, что в 2017 году пассажиропоток аэропорта Пулково превысит отметку в 16 млн человек, что будет на 20% больше к показателю 2016 года",-- прокомментировали в пресс-службе ВВСС. При этом пропускная способность современного аэровокзального комплекса аэропорта Пулково после реконструкции составляет 18 млн человек в год, но за последние годы аэровокзал так ни разу и не достигал запланированного максимума. Аэропортом Пулково с 2010 года управляет консорциум "Воздушные ворота Северной столицы", который на 25% принадлежит Консорциуму международных инвесторов (состоит из Российского фонда прямых инвестиций, Российско-китайского инвестиционного фонда, Mubadala Development Company (ОАЭ), Baring Vostok Private Equity Fund V, а также соинвесторов из стран Ближнего Востока), на 25,01% -- "ВТБ Капиталу". Немецкая Fraport и катарская Qatar Investment Authority имеют доли в 25% и 24,99% соответственно. ВВСС осуществляет проект реконструкции Пулково на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) без привлечения бюджетных средств (концессия до 2039 года). Первая очередь проекта была реализована в 2010-2015 годах. Объем инвестиций составил €1,2 млрд. Основным источником выступили земные средства. Проект предполагает последующие очереди развития аэропорта, срок начала работ и их объем привязаны к точечным показателям. При приближении к границам по ним ВВСС обязан начинать новую очередь строительства для расширения аэровокзальной и аэродромной инфраструктуры. Надо сказать, что в 2015-2016 годах вся отрасль пассажирских авиаперевозок в России демонстрировала снижение. "Среди причин -- резкое снижение курса рубля по отношению к иностранным валютам и как следствие -- удорожание поездок за рубеж для россиян, федеральные ограничения на перевозки по нескольким международным направлениям (Египет, Турция, Украина), уход с рынка авиакомпании "Трансаэро", одного из крупнейших игроков на рынке. Указанный тренд отразился и на объеме перевозок из аэропорта Пулково: в результате в 2015 и 2016 годах снижение трафика составило 5,5 и 1,5% к результатам предыдущих лет соответственно",-- пояснили в пресс-службе ВВСС. Нужен свой Исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что у Пулково для создания хаба не хватает и самого главного -- базовой авиакомпании, а все остальное -- взлетно-посадочные полосы, терминал и прочие составляющие, а также потенциал для развития перевозок у аэропорта есть. По словам эксперта, у любого аэропорта для того, чтобы он мог стать хабом, должно быть несколько "козырей": "Первый -- выгодное географическое расположение на пересечении потоков перемещения людей и грузов. А расположение Петербурга позволяет ему претендовать на "перехват" некоторого авиапотока, оценить который можно, глядя на Хельсинки. Второй -- "базовый" пассажиропоток, чтобы привлечь пассажира. У Петербурга великолепные туристические перспективы, однако имеющийся потенциал сдерживается "закрытостью" из-за визового режима. Если бы было принято правило 72-часового безвизового посещения города, это радикально изменило бы ситуацию, позволило бы сгенерировать дополнительный поток в 1 млн туристов в год (по оценкам ВВСС). Третий -- инфраструктура, приспособленная к хабовым операциям. Четвертый -- привлекательные ставки сборов, цены на топливо". Главный редактор FrequentFlyers.ru Илья Шатилин также считает, что для того, чтобы Пулково стал международным хабом, ему нужен крупный базовый перевозчик. "Авиакомпания "Россия" (входит в группу "Аэрофлот") теоретически могла бы развивать трансферные перевозки между российскими регионами и Европой, однако в этом случае она создаст конкуренцию "Аэрофлоту", который развивает трансферные перевозки через московский аэропорт Шереметьево. Тем не менее из ряда городов СЗФО лететь в Европу удобнее через Пулково, и этот небольшой поток аэропорт все-таки обслуживает",-- прокомментировал господин Шатилин. По его словам, сейчас Пулково пытается развивать трансферную программу М2, стыкуя региональных перевозчиков, не имеющих интерлайн-соглашений, через Транспортную клиринговую палату, но все же это не тот масштаб (сейчас, по данным ВВСС, в программе М2 участвует 14 авиакомпаний и 67 маршрутов). Генеральный директор Ozon.travel Дмитрий Яковлев также считает, что потенциально Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также прилегающие Новгородская, Псковская области и Карелия, легко смогут обеспечить базовый пассажиропоток гипотетической петербургской авиакомпании. "Имея такую основу, затем уже можно было бы развивать базу партнеров по интерлайну и кодшеринговым соглашениям для перевозки европейских пассажиров в Азию. Больше рейсов -- ниже цены на обслуживание",-- отметил господин Яковлев. Факторы в минус По словам экспертов, опрошенных BG, не стоит сбрасывать со счетов и множество других факторов, которые не играют на руку оператору аэропорта Пулково. Серьезный урон по аэропорту нанесла ситуация с падением курса рубля. В связи с этим многим россиянам стали недоступны полеты в другие страны, как следствие, свернулось большое количество направлений из Пулково. И только сейчас часть из них начинает оживать. Могло бы способствовать росту турпотока в Петербург и упрощение визовой политики для иностранных граждан, в частности, введение 72-часового безвизового режима, введение электронных виз. По словам директора по взаимодействию с органами власти и связям с общественностью ВВСС Дениса Павшинского, значительным ограничением для развития международных перевозок в России, в том числе в Петербурге, являются двухсторонние межправительственные соглашения, устанавливающие пределы на количество возможных маршрутов, перевозчиков на этих маршрутах и частот выполнения рейсов. "Снятие или как минимум послабление указанных ограничений стало бы мощным стимулом для прихода новых иностранных авиакомпаний, в том числе низкобюджетных",-- уверен господин Павшинский. Также, по его мнению, существенным стимулом для развития трансферного пассажиропотока, в том числе международного, могло бы стать введение пятой свободы воздуха для аэропорта Петербурга. Но на федеральном уровне такое решение до сих пор не принято. Олег Пантелеев уверен: чтобы определиться с судьбой Пулково, нужно понять, какие интересы есть у города по отношению к аэропорту. "Если Петербургу нужно привлекать туристов, то нужно отказаться от концессионных платежей и доплачивать авиакомпаниям, которые привозят пассажиров в город -- такая практика распространена в ряде курортных государств и регионов. Если нужны деньги в казну от аэропорта -- можно дать полную свободу коммерсантам аэропорта, пусть повышают тарифы, наращивают выручку и больше отчисляют в виде концессионных платежей. Да, пассажиропоток расти не будет, но выручка с пассажира повысится. Это вопрос выбора модели взаимодействия оператора аэропорта и города. И этот вопрос принципиален: власть должна стимулировать оператора аэропорта развивать нужную ей модель",-- прокомментировал господин Пантелеев. Навстречу новым направлениям По итогам семи месяцев 2017 года регулярные прямые полеты из Пулково выполнялись по 147 направлениям, включая десять новых. До конца года ожидается открытие еще как минимум трех зарубежных направлений, в том числе дальнемагистральных (Наманган, Тенерифе, Чэнду), и приход нескольких новых перевозчиков, сообщили в ВВСС. Для привлечения новых перевозчиков в Пулково действуют две специальные программы для перевозчиков, предполагающие бонусы и скидки на аэропортовые тарифы и сборы. Первая -- это собственная мотивационная программа ВВСС, а вторая финансируется с участием администрации Петербурга. "Скидки по двум программам могут суммироваться и достигать 95% на основные тарифы. Любая авиакомпания может претендовать на участие в обеих программах при выполнении указанных в них условий",-- пояснил Денис Павшинский. Одно из перспективных направлений для Пулково -- азиатское. Но сейчас прямые рейсы в эту сторону из Пулково можно пересчитать по пальцам. Заместитель исполнительного директора туристической ассоциации "Мир без границ" Александр Агамов отметил, что пока Пулково не удалось склонить китайские компании-перевозчики к долгосрочному партнерству, ведь именно азиатский рынок сегодня обеспечивает значительное число прибытий в нашу страну как туристов, так и бизнес-путешественников. "По числу китайских партнеров сегодня лидирует московский аэропорт Шереметьево, где обслуживаются семь китайских авиакомпаний, включая крупнейшие Air China, China Eastern Airlines и China Southern Airlines",-- прокомментировал господин Агамов. Что касается Пулково, то, по его словам, у петербургского аэропорта пока не получается убедить китайцев в готовности своей инфраструктуры оперативно масштабировать растущий поток или предлагать удобные стыковочные программы. "Здесь аэропорту, видимо, надо более плотно работать с турбизнесом как основным заказчиком пассажироперевозок",-- заключил господин Агамов. По мнению Ильи Шатилина, Пулково многое делает для развития азиатских направлений, например, все надписи и объявления продублированы на китайском языке, что делает аэропорт комфортным для туристов оттуда. "Однако спрос из самого Петербурга недостаточен для того, чтобы обеспечить стабильную загрузку вместительных широкофюзеляжных бортов на частых (хотя бы три раза в неделю) регулярных рейсах по азиатским направлениям. Та же "Россия" до сих пор так и не запустила рейсы в Пекин, хотя собиралась сделать это еще год назад, а до этого авиакомпания "Трансаэро" перестала летать туда, едва успев начать",-- заключил господин Шатилин.