Экономика овербукинга
Москва, 21 сентября - "Вести.Экономика" Несколько лет назад Министерство транспорта России пыталось разработать закон об овербукинге, что позволило бы ввести для пассажиров компенсации, соответствующие западным нормам (200% от стоимости билета). Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК "РЕГИОН" Однако после консультаций с перевозчиками, авиационные власти отказались от этой идеи. Теперь ввести штрафы для авиакомпаний предлагают в Государственной думе. Очевидно, что полностью перенести возросшие расходы на пассажиров перевозчики не смогут – спрос на авиабилеты имеет высокую ценовую эластичность. В результате крупные российские компании рискуют потерять 5-10% выручки и порядка 1 процентного пункта операционной маржи, что будет означать на порядок более существенное снижение прибыли.Любая авиакомпания заинтересована в том, чтобы ее самолеты летали со стопроцентной загрузкой. Это позволяет распределить расходы, независящие от количества пассажиров (аренда, страхование и техническое обслуживание воздушных судов, базовая часть заработной платы летного персонала, некоторые виды аэропортовых сборов) на большее число билетов и, таким образом, увеличить рентабельность.Примерно две трети операционных расходов авиакомпаний – фиксированные, то есть не зависят от количества перевезенных пассажиров. Если компания перевозит 10,5 млн пассажиров со средней ценой билета $150,0 и получает с каждого билета $15,0 операционной прибыли, то при снижении пассажиропотока на той же самой маршрутной сети до 10,0 млн человек с неизменной стоимостью перелета она будет зарабатывать лишь около $10,5 с билета. В результате рентабельность упадет с 10% до 7%, а в абсолютных цифрах операционная прибыль уменьшится со $158 млн до $106 млн, то есть на треть. Спрос на перевозки на одних и тех же маршрутах может сильно варьироваться в зависимости от сезона и времени вылета. Учитывая низкую рентабельность и высокую капиталоемкость бизнеса, неудивительно, что авиакомпании в период высокого спроса пытаются продать больше билетов, чем мест в самолете. На их стороне – статистика, свидетельствующая о том, что до 10% путешественников не попадают на свой рейс из-за пробок, болезней и других причин, а также уверенность в том, что в спорной ситуации для "лишних" пассажиров найдется место в следующем самолете. В ситуации с овербукингом принципиально важно, что пассажиру, купившему сверхлимитный билет, не отказывают в перевозке, а просто пересаживают на недозагруженный рейс. Неприятный осадок, как правило, скрашивают купоны на шоппинг, ваучеры на авиабилеты и другие приятные мелочи – многие соглашаются принять их в качестве компенсации за доставленные неудобства и не идут на конфликт с перевозчиком. Однако из каждого правила, бывают исключения. Например, в апреле нынешнего года Америку потряс скандал с насильственным выдворением из самолета United Airlines пассажира, который отказался пересаживаться на другой рейс и даже, проиграв в моментальной лотерее за единственное оставшееся кресло, упорно не хотел оставаться в аэропорту. Овербукинг случился из-за того, что на рейс неожиданно посадили подменный экипаж авиакомпании. Свою настойчивость пострадавший пассажир, врач по профессии, аргументировал необходимостью провести срочный осмотр пациентов. Впоследствии авиакомпания выплатила ему значительную компенсацию.Овербукинг применяется авиакомпаниями, начиная с 1970-х годов, и давно узаконен в Европе и США. В нынешнем году Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) даже выступила со специальным заявлением, в котором аргументировала необходимость сохранения этой практики и указала, что в противном случае цены на билеты вырастут. Случай с United Airlines, однако, имел столь значительный резонанс, что в отдельных странах продажа сверхлимитных билетов, вероятно, будет запрещена или, как минимум, серьезно ограничена. В частности, принятие соответствующего закона ожидается в Канаде.Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК "РЕГИОН"