Эксперт: «ВИМ-Авиа» обречена, но пассажиры могут полностью вернуть потери
Коллапс «ВИМ-Авиа» назревал не один день, и уже в мае было понятно, что у компании большие проблемы, считает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачёв, комментируя новости о прекращении чартерных рейсов «ВИМ-Авиа». «Хочется надеяться, что людей все же не бросят в беде. Туристические компании найдут способ вызволить застрявших пассажиров, однако без помощи государства ситуацию будет трудно разрулить. И авиаперевозки, и туристические услуги в текущих экономических условиях низкомаржинальны, на грани рентабельности, и такой серьезный значительный сбой в работе может привести не только к банкротству самой авиакомпании, но и к череде закрытий турфирм. Насколько известно, сейчас идут поиски решения проблемы, пытаются найти свободные борта у других компаний», - рассказал Алексей Калачёв «СП». «Уже после майского сбоя, когда из-за задержки с ремонтом трех бортов отменялись чартерные рейсы в самом начале туристического сезона, было понятно, что бизнес авиакомпании получит удар, от которого будет трудно оправиться. Уже тогда и турфирмам и Росавиации нужно было принимать меры. Теперь, когда финансовые проблемы перевозчика заблокировали возможность выполнения полетов, ситуация только усугубилась. Основной хронической проблемой «ВИМ-Авиа» являлась нехватка самолетов при насыщенной программе чартерных перевозок. Парк компании насчитывает всего 12 бортов (Airbus А319 — 4 штуки, Boeing 757 — 8 штук), средний возраст которых составляет около 20 лет. Чем старше самолет, тем чаще он нуждается в техническом обслуживании, и любая задержка тянет за собой цепочку отменяемых рейсов. Эта проблема была известна и отмечалась в результате проверок Росавиацией после предыдущих массовых задержек рейсов. Однако, она не получила должного решения», - отметил эксперт. Говоря о финансовых проблемах компании, аналитик подчеркнул, что хотя отчеты «ВИМ-Авиа» и сводились с итоговой прибылью, «в балансе наблюдалось накопление проблем: капитал и резервы из года в год сокращались, дебиторская и кредиторская задолженность из года в год росли, и компания поддерживала высокий уровень долговой нагрузки». «Понятно, что после майского сбоя компания должна была получить дополнительные убытки: отмененные рейсы не принесли прибыли, а между тем именно международные рейсы поддерживают российские авиакомпании на плаву, т.к. внутренние перевозки в основном убыточны. Перевозки на Дальний Восток и вовсе дотируются государством. Вдобавок ко всему, компания получает череду исков от пассажиров и туристических операторов», - заметил эксперт. Говоря о том, что делать пассажирам «ВИМ-Авиа», пострадавшим в результате коллапса авиакомпании, Алексей Калачёв отметил, что они «могут подать в суд на авиакомпанию, и если не пожалеют времени и сил, то отсудят все свои потери полностью» и «если отмена рейса приведет к потере тура, то, видимо, ответчиком может стать и туристическая фирма, а потом сама вчинить регрессивный иск авиакомпании». « Европейские правила предполагают достаточно серьезные компенсации - в случае отмены рейса пассажиру должны не только вернуть стоимость билета, но выплатить от €250 до €600, в зависимости от продолжительности полета. В России пока не так. Воздушным кодексом, предусматривается всего лишь 0,25 МРОТ за каждый час задержки (но в сумме не более 50% стоимости билета)», - отметил он. «Думаю, компания обречена. Однако, обслуживаемые ею направления будут быстро перераспределены между конкурентами, и образовавшаяся «дыра» постепенно затянется. Доля «ВИМ-Авиа» на рынке авиаперевозок небольшая, около 2%. Если уж рынок сумел «переварить» банкротство «Трансаэро» - второго по величине перевозчика на тот момент, то с маршрутами маленькой компании справиться будет легче. В том числе и с дальневосточными. Их смогут взять на себя, например, UTair или «Уральские авиалинии» - у них и парк самолетов помоложе, и состав в разы больше, чем у «ВИМ-Авиа», - подытожил эксперт. Как сообщалось, авиакомпания «ВИМ-Авиа» прекратила полеты чартерных рейсов, так как «закончились оборотные средства».