Абхазская корзина для гостей: как не перекормить и удивить
Сария Кварацхелия, Sputnik В рамках проекта "Дежурный по району" мне довелось побывать в Гагре. Перед тем, как поехать, как обычно решила посмотреть, что нового для себя могла бы увидеть там. Как оказалось, ничего. Потому что Гагра практически изучена вдоль и поперек. Долго не раздумывая, решила обратить внимание на проблемы города. Приехав в Гагру и общаясь там с разными людьми, выяснила, что главной проблемой этого года стал туристический сезон, который завершился, еще даже не успев начаться.Берег Черного моря в городе Гагра Один из моих собеседников, депутат Собрания Гагрского района Реваз Бения достаточно четко обозначил причину провала турсезона. По его мнению, есть два фактора: внешний и внутренний. К внешним Бения относит налаживание отношений между Россией и Турцией, и последовавшие за этим потоки туристов на курорты "блистательной Порты", а также информационную атаку анонимов с видеороликами, подрывающими имидж Абхазии. К внутренним факторам – криминогенную ситуацию, и запоздалую подготовку к сезону. Не согласиться сложно. В этом году беды на солнечную Абхазию обрушились не дождем, а ливнем. Оптимистические надежды на сезон смыло. Но, несмотря на все, в городе не теряют веры в постоянного клиента, который приедет и через год, и через два. Однако понимаю, что современный турист, уже не тот, что прежде. Он рационален, разборчив и субъективен. Благо выбор широк, а конкуренция высока. Однообразие надоедает рано или поздно даже самому преданному поклоннику Абхазии. Невозможно 10 раз к ряду посещать Гегский водопад, Рицу, Анакопийску крепость, ресторан Гагрипш и тому подобные визитки страны. Туристу нужно что-то новое. Его нужно удивлять. И чтобы действительно его завлечь, да так, чтобы массово, нужно придумывать что-то, чего еще не было в той Абхазии, в которой он отдыхал уже сто раз. Нет бренда У Абхазии нет собственного бренда. Только легенды. Нужно развивать направления и уходить немного от моря, делая ставку на гастро-, эко-, экстрим-, этно-, и прочие "туризмы". Здесь наша страна располагает огромным потенциалом. Турист должен растеряться от выбора, какой ему выбрать из пятидесяти, а то и больше, оттенков отдыха. Недавно директор Института изучения проблем развития Евразийского экономического союза Владимир Лепехин высказал мнение, что Абхазии нужно взять в качестве символа – абхазские фрукты, то есть, сделать некую фруктовую корзину, в основе которой, естественно, в числе прочих, будет лежать мандарин и продвигать везде этот бренд. Во многих странах это уже давно практикуется. Но абхазская корзина готова предложить, то чего не хватает другим – "экологичность" и это касается не только примитивно еды. Этот образ можно распространить на все предложения из Абхазии. Поросячий остров Например, на Багамских островах туристов завлекают с помощью свиней. Остров даже прозвали "поросячьим", здесь, на берегу моря под теплыми солнечными лучами нежатся более двух десятков одичавших домашних свиней, которые не боятся людей и могут даже запрыгнуть в лодку к туристам, и даже загорать бок о бок с людьми на пляже. Последние несколько лет "поросячьи" остров стал брендом Багамских островов. В Абхазии множество праздно гуляющих домашних животных. И проблему можно было бы превратить в преимущество. Видели бы вы как на бредущих коров, коз, гусей реагируют вырвавшиеся из города дети. Да, что дети. Взрослые тоже меняются в лице. В хорошем смысле. Скот на дороге Во многих странах турагентства предлагают посетить заброшенные города, которых в силу тех или иных причин покинула жизнь. Один из таких примеров – Чернобыль. Многие туристы готовы выложить немалые суммы, чтобы попасть в запретную зону. Опустошенная Акармара. В Абхазии в таких местах недостатка, увы нет. Но это может стать еще одной точкой притяжения для тех, кто хочет почувствовать себя сталкерами. В некоторых местах архитектура действительно уникальна. Вот вам и еще один туристический кластер.