Верю - не верю. Что круче: статус столицы «Золотого кольца» или рейтинги?
В «Национальном туристическом рейтинге», оценивающем итоги 2017 года, Ярославская область оказалась на 28-м месте в России среди 85 регионов. Наша область получила 68,9 баллов из ста возможных по совокупности десяти критериев и отзыв о себе как о «середнячке» по привлекательности для туристов. Подобные оценки, по мнению экспертов, весьма легковесны и неубедительны. Самый надёжный «якорь» Тройка лидеров стала такой: Краснодарский край, Москва, Московская область. Обращает на себя внимание, что в рейтингах за 2015 и 2016 годы, а их составитель был прежний, Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», Ярославская область получала гораздо более высокие места. В 2015 году - это был первый подобный рейтинг - наш регион был в группе лидеров, заняв 8-е место. Первенствовал Краснодарский край. Годом позже - уже 21-е место. Сейчас же - на семь ступенек вниз и попадание в так называемую «группу регионов-середнячков». Однако критерии, на которые опирались составители рейтинга, были неизменными во всех трёх исследованиях. «Оценивались уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры, значимость туристской отрасли в экономике региона, популярность региона у туристов, приезжающих на несколько дней, уникальность и количество достопримечательностей, - рассказал руководитель проекта «Национальный рейтинг» Арсен Аристакесян. - Продвижение туристского потенциала региона было выделено в отдельный критерий ввиду его несомненной значимости для развития отрасли». Так что перепады в оценках нуждаются в весомых аргументах. Скажем, Московская область в числе главных фаворитов, как можно прочесть в комментариях к исследованию, поскольку «Подмосковье пользуется высокой популярностью у жителей столицы и к тому же вместе с Ярославской областью и другими регионами образует «Золотое кольцо», один из главных туристических брендов России». Ярославская область отмечена и как занявшая второе место по числу иностранных туристов - среди пресловутых «середнячков». Низкое итоговое место нашего региона объясняется «его низкой популярностью в интернете по запросам пользователей». «28-е место среди регионов страны по привлекательности для туристов - полная и несусветная чушь! Это вывод не имеет ничего общего с реальным положением дел. Любой рейтинг отражает определённые интересы его инициаторов, что всегда нужно иметь в виду и не переоценивать его объективность, - уверен кандидат экономических наук, доцент ЯрГУ им. П.Г. Демидова Александр Прохоров. - Туризм занимает весомое место в региональной экономике, но, подчеркну, не столь большое, как порой представляется. Его значимость нельзя оценивать только в денежном эквиваленте: это позитивный результат на десятилетия. Бренд Ярославля как одного из центров туризма в России работает на его престиж, на то, чтобы удержать людей здесь. Кроме того, нельзя исключать, что какие-то перспективные предприятия уйдут из региона, какие-то отрасли утратят свою роль. А туризм мы точно не потеряем, это самый «якорный» бизнес». Реальная позиция - пятая в России Добавим несколько известных штрихов. Исторический центр Ярославля с 2005 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, в городе расположено более 800 охраняемых государством памятников архитектуры. В регионе действует более 250 музеев. Главное природное богатство - река Волга, на которой расположено большинство из 214 исторически значимых поселений. В этом году Ярославль, Ростов, Переславль-Залесский, Кострома, Иваново, Владимир, Суздаль и Сергиев Посад объединились в «Союз городов «Золотого кольца» для продвижения этого легендарного турмаршрута под новым брендом «Города «Золотого кольца» - города, обрученные с Россией!». Остаётся ответить на вопрос: тогда что не так с подсчётами рейтингов? Вот недавно в разных номинациях ежегодной «Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Award» Ярославская область выиграла немало высоких мест. Возможно, оценивать нужно по отдельным параметрам, без их смешивания в тотальный «коктейль»? По мнению Александра Прохорова, возможен только один настоящий критерий успехапровала туризма - сколько человек посетило регион в год. Ярославскую область - около 3,2 млн, в их числе, как уже упоминалось, высок удельный вес иностранцев. «Зарубежные гости путешествуют по Волге, ведь по ней проходят наиболее востребованные маршруты с солидным туристическим потоком», - отмечает эксперт. Реальная пятёрка лидеров по туристской привлекательности, по расчётам Александра Прохорова, такая: Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Республика Крым, Ярославская область. Однако проблем немало, как вполне справедливо отмечается в рейтинге, и в умении продвигать туристские продукты, и в эффективности и яркости концепции привлечения туристов. Дополнительный стимул в виде нежданного низкого места появился для всех игроков отрасли Ярославской области. Справка В «Стратегии социально-экономического развития Ярославской области» туризм отнесён к приоритетным направлениям развития региона. По данным Ростуризма, регион занимает третье место в ЦФО по числу туристов после Москвы и Московской области. Доходы региона от туризма сейчас составляют 2,8% валового регионального продукта. Цель - достижение к 2020 году уровня не менее 4,1% ВРП.