Войти в почту

Горный кластер. Что будет с экономикой Армении после смены власти

Оппозиционный лидер Никола Пашинян стал премьер-министром Армении. Вполне вероятно, что это событие можно связать с началом эпохи реформ в этом государстве Закавказья. Со времен второго издания Вашингтонского консенсуса институциональные реформы принято считать ключевой частью преобразований для любого развивающегося государства. Надежная защита прав собственности, уменьшение продолжительности регистрации бизнеса, быстрая и надежная работа судов - все это сферы, которые требуют улучшений в догоняющих экономиках. Институциональные реформы, однако, не являются достаточным шагом для устойчивого ускорения экономического роста. В мире не так мало государств, вполне успешно реализовавших институциональные реформы, но не достигших заметного роста в уровне благосостояния. Реформы в соседней с Арменией Грузии привели к заметному улучшению и уровня защиты прав собственности и скорости регистрации бизнеса, однако экономический рост в этой стране не был столь же впечатляющим. И в этом нет ничего неожиданного. В развивающейся экономике улучшение институционального климата ожидаемо приводит к возникновению новых компаний. Но, как правило, эти компании принадлежат сфере простых неэкспортируемых услуг, таких как кафе, магазины, турфирмы, фирмы, занимающиеся ремонтом квартир. Дело в том, что в догоняющей экономике мало ноу-хау. В таких странах индивиды плохо знакомы с тем, как создавать, производить и экспортировать сложные товары, такие как электронные микроскопы, атомные ледоколы или пассажирские вертолеты. Поэтому можно ожидать, что рост первых лет после начала проведения институциональных реформ главным образом будет связан с развитием сферы простых услуг. Такой рост, однако, не может продолжаться слишком долго. Доступность простых услуг делает жизнь более комфортной, но как минимум не меньше ее улучшают использование автомобилей, современной электроники, медицинских услуг и многого другого. Так как у Армении нет ноу-хау для производства всех этих товаров и услуг, она покупает их на международном рынке за доллары и евро. А для этого ей нужно уметь зарабатывать доходы в этих валютах, т.е. экспортировать свои товары и услуги. То, как страна справится с этой задачей, во многом и определит ее дальнейшее развитие и темпы улучшения уровня благосостояния. И одного только улучшения институтов для экспортной диверсификации недостаточно: властям придется прикладывать для этого отдельные усилия. В 2016 году Армения находилась на 137-м месте в рейтинге экономической сложности. Это означает, что в этой стране накоплено не так много индустриального ноу-хау, которое позволило бы стать ее экономике серьезным экспортером товаров и услуг. На первый взгляд, страна может, как и многие другие экономики, попробовать частично, с учетом своего размера, повторить путь Китая и других стран Восточной Азии. Однако Китай быстро индустриализовался в эпоху глобализации, когда богатые страны находили более выгодным размещать сборочные подразделения своих компаний в странах с дешевой рабочей силой. Теперь же наступает эпоха репатриации индустрий — процесса возвращения производств в развитые страны, где выпуском все больше занимаются роботизированные системы. Как Армении с ее логистическими проблемами — ведь экспортные товары надо будет выводить из страны в больших масштабах — удастся перехватить возвращающиеся в развитые страны сборочные подразделения, сказать сложно. Впрочем, для Армении в этом нет катастрофы. Армения — страна с небольшим населением, и для того, чтобы стать богаче, ей не нужна широкая диверсификация. Такой стране как Китай нужно улучшать производительность в существующих секторах, а также создавать как можно больше новых экспортных отраслей, чтобы сделать самое большое население в мире богаче. Армении для этой же цели будет достаточно всего нескольких экспортных секторов. Причем во многом эти сектора могут относиться не к индустрии, а к сфере услуг. Одним из таких секторов является туризм. И здесь Армения может попробовать повторить путь Турции, достигшей в 1990-х очень высокой производительности в этой сфере. Во вполне приличных отелях с хорошим обслуживанием, расположенных на морском берегу, можно было провести отпуск за сравнительно небольшие деньги. В результате в отдаленный, бедный и даже не совсем безопасный из-за относительной близости конфликтных зон регион потянулись туристы. Сейчас приблизительно так же, за счет секторов экспортируемых услуг, включая туризм, пробуют развиваться и некоторые африканские страны. Последние сталкиваются с тем же процессом возвращения индустрий развитыми экономиками, и перехватить эти индустрии довольно сложно. Поэтому африканские страны пробуют также развиваться и за счет экспортных сервисных отраслей. Особенностью туризма как экспортного сектора является то, что его, в отличие от экспортных товаров, не надо никуда перемещать: туристы сами приезжают к вам с долларами и евро. В Армению они поедут тогда, когда поймут, что могут дешево долететь до Еревана, быстро пройти контроль в современном и удобном аэропорту, быстро и комфортно добраться до отеля на берегу озера Севан, где в течение двух недель получат хорошее гостиничное и пляжное обслуживание в новом комфортном отеле. И все это будет стоить меньших денег, чем похожий отдых в Турции, Болгарии или Черногории. Преимуществом туристического сектора является то, что его создание во многом является алгоритмизированным процессом. Конечно, к алгоритмизации не будут относиться решения архитекторов, транспортных экономистов и урбанистов. От них потребуются в том числе и нестандартные предложения в процессе планирования. А само тщательное планирование курортов и логистики необходимо для того, чтобы у курорта был потенциал принимать туристов из самых разных доходных групп. В недорогие, но стихийно возведенные туристические места, состоятельные туристы приезжать не станут и такой курорт рискует остановиться в своем развитии. Однако когда схемы строительства будут составлены специалистами, возведение аэропорта, дорог, отелей, пляжей, оборудование достопримечательностей и пр. является уже во многом алгоритмизированным процессом, не требующим длительного экспериментаторства и поиска решений. Если Армения в течение десятилетия создаст новый туристический сектор, то вполне сможет устойчиво переместиться в группу стран upper middle-income economy по классификации ВБРР. Это увеличит не только уровень благосостояния ее граждан, но и инвестиционный бюджет, что поможет дальнейшей диверсификации армянской экономики. Проблема с этим планом состоит в том, где взять деньги на гостиницы и транспортную инфраструктуру. Но эта проблема сегодня возникнет в Армении при попытке создания любого сектора. Ее решения видятся стандартными — займы со стороны международных финансовых организаций, помощь международной армянской диаспора и российские кредиты, если последние не будут политизированными. Разумеется, нужно пробовать развивать и другие отрасли, однако это уже требует отдельного анализа.