Войти в почту

Конкретизируем рейс, но это неточно. Как туристы теряют деньги и драгоценные дни отпуска

Одна из наиболее частых жалоб туристов по итогам прошлого лета — не вовремя вылетевший самолет и потерянные дни драгоценного отдыха. Таковы данные Общественной палаты РФ. Туроператоры нашли решение: с недавнего времени они стали активно предлагать своим клиентам услугу, которая должна помочь избежать проблем с изменениями в рейсах. Услуга платная. Ее суть такова: если у туроператора на направлении несколько чартеров, можно выбрать наиболее удобный. Как правило, эта возможность уже включена в стоимость путевки, однако некоторые компании предлагают оплатить конкретизацию рейса отдельно. Туристы жалуются, что услугу им буквально навязывают. Москвичка Екатерина узнала о ней, обратившись к туроператору «Библио-Глобус». Путевку на двоих на Кипр она бронировала буквально за пару дней до вылета, и система выдала удобные рейсы: рано утром туда, рано утром обратно — ровно неделя отдыха. Поэтому от конкретизации — 30 евро за билет — она отказалась. Однако позднее выяснилось, что время вылета изменили, а день отдыха — потерян. Как рассказывает Екатерина после общения с менеджером, ее искусственно поставили в ситуацию, когда она должна доплачивать: «Нам сказали, что, поскольку мы не оплатили конкретизацию, на наши места, скорее всего, посадили других туристов, оплативших эту услугу. И мы тоже все еще можем ее оплатить. Получается, мы за те же места, которые у нас и были забронированы, должны заплатить еще раз. Мы попросили поменять и время обратного вылета, чтобы не терять день. Нам сказали, что это тоже возможно только после доплаты. Получается, что мы вынуждены в любом случае доплачивать». Однако, даже оплатив конкретизацию, турист не всегда может быть уверен, что вылетит вовремя: подвести может авиакомпания. Туроператор обещает посадить вас именно на этот рейс, но время вылета чартера может измениться. Надежда Ефремова руководитель правовой службы Ассоциации туроператоров России «Когда авиакомпания меняет время вылета, оператор, как правило, на это повлиять не может. Он эту услугу предоставил туристу своевременно, за 24 часа выдал авиабилеты, но дальше несет ответственность перевозчик. И в Воздушном кодексе это написано, и в Федеральных авиационных правилах. Туроператор не оказывает услуги по перевозке: он не заказывает слоты в аэропорту, не согласовывает время вылета и так далее — это ответственность перевозчика». И таких примеров немало. В соцсетях и на туристических форумах десятки историй о том, как «конкретизация не конкретизировалась». Однако на компенсацию за оплаченную услугу в этом случае рассчитывает не стоит. Вернуть деньги можно только в том случае, если вас пересадили на другой рейс. С точки зрения законодательства туроператоры ничего не нарушают, говорит гендиректор Space Travel Артур Мурадян. Единственное, что может повлиять на ситуацию, это изменения в Федеральный закон о туристической деятельности, которые обязывали бы туроператора выписывать электронный билет с присвоением электронного номера. Артур Мурадян гендиректор Space Travel «Первично задача услуги была в том, что когда у оператора в один день вылетает 15 рейсов, например, в Анталью, это гарантия того, что туристы из разных путевок могли бы полететь вместе. Но постепенно операторы стали ей злоупотреблять и навязывать ее, что неправильно с точки зрения потребителей. Если бы они сразу выписывали билет, конкретизация была бы абсурдна». Как сообщили недавно в Ростуризме, в ближайшее время из-за задержек чартеров перевозчикам могут урезать полетные программы на 10-15%. Сокращение придется как раз на самые загруженные летние месяцы — июль и август. Однако в этом случае есть надежда на иностранные авиакомпании: в Росавиации заявляют, что теперь готовы рассматривать их заявки на выполнение рейсов, заказанных российскими туроператорами.

Конкретизируем рейс, но это неточно. Как туристы теряют деньги и драгоценные дни отпуска
© BFM.RU