Сезон горного туризма в Киргизии оказался на грани срыва
Восхождения альпинистов на знаменитый пик Хан-Тенгри, считающийся визитной карточкой Киргизии, приостановлены. Под вопросом работа на маршрутах к семитысячникам - пикам Ленина и Победы. Причина создавшегося положения - поломка единственного в стране спасательного вертолета. Любовь к адреналину Киргизия давно считается излюбленным местом паломничества как для многих профессиональных альпинистов, так и для любителей горного активного отдыха. Всем необходимым для этого республику наделила сама природа - различными по сложности восхождения вершинами и пиками, рассчитанными как на начинающих, так и на ветеранов экстремального спорта. - Ежегодно мы принимаем альпинистов более чем из 60 стран мира, - утверждает член Киргизской ассоциации туроператоров Елена Калашникова. - Должна сказать, что прошлый год был весьма успешным для представителей туристического сообщества. Да и вообще, за последние несколько лет произошел большой скачок в развитии горного туризма и других видов активного отдыха, в частности проводятся альпинистские сборы в ущелье Ала-Арча. Это очень радует, так как мы отходим от сезонности и поднимаемся на новый уровень в развитии туристической отрасли страны. Однако основная причина того, почему иностранные туристы выбирали Киргизию для активного отдыха, - это гарантия безопасности. На протяжении многих лет поисково-спасательные работы в условиях горной местности проводились на высоком уровне. Хотя при этом сами операции часто проходили в сложных погодных условиях, и это было сопряжено с риском для пилотов. На протяжении многих лет для обеспечения безопасности гостей туроператоры активно сотрудничали с Генеральным штабом Вооруженных сил Киргизии. Для поиска и спасения людей, попавших в беду в горах, а также для заброски альпинистов в труднодоступные районы страны военные предоставляли вертолет Ми-8 МТВ. Вылеты выполнялись высококвалифицированными летчиками, имеющими практический опыт посадки на различных высокогорных площадках. В среднем экипажи сил воздушной обороны проводят 20-30 спасательных операций ежегодно. К примеру, в 2016 году в Баткенской области из ледового плена вызволили четверых российских скалолазов, которые получили травмы различной степени тяжести и не смогли продолжить восхождение. При сильном ветре в условиях минимальной видимости спортсмены были эвакуированы с подножья ледника в ущелье Ак-Сай, высота которого более 4000 метров над уровнем моря. А в 2017 году киргизские военные летчики спасли альпиниста из Германии в районе пика Ленина в Ошской области. К взлету не готов Ситуация с горным туризмом внезапно осложнилась нынешней весной, и до настоящего времени ее решение так и не найдено. Дело в том, что еще в апреле, то есть менее чем за месяц до начала турсезона, командование Воздушных сил Генерального штаба (ГШ) Киргизии сообщило туроператорам, что не сможет предоставить вертолет на период туристического сезона 2018 года "ввиду завершения срока технической эксплуатации двигателей". То есть на данный момент в республике нет ни одного технически исправного борта. "Других вертолетов, отвечающих всем техническим характеристикам полетов в условиях высокогорья, в республике нет", - утверждают военные. Между тем, по словам Елены Калашниковой, без наличия вертолета туристический сезон в сфере экстремального и горного туризма состояться не может. В связи с этим туроператоры предложили взять двигатели в аренду в других странах, причем все расходы частные компании решили взять на себя. От военных требовалось только предоставлять экипаж и саму машину. Но в генштабе Вооруженных сил КР взять на себя ответственность за выдачу разрешения поставить арендованный двигатель на военную машину никто не захотел, что и понятно. Как пояснили в военном ведомстве, во-первых, двигатели перед установкой и эксплуатацией на воздушной машине должны проходить специальную проверку. А во-вторых, подобный метод ремонта невозможен без соответствующего распоряжения правительства. Сам же проект документа должен пройти согласование в 11 министерствах и ведомствах. Департамент туризма, в который обратились операторы, тоже не захотел брать на себя ответственность. Ведомство рекомендовало соблюдать стандартную процедуру, то есть ждать. А военная прокуратура Киргизии вообще выступила против, объясняя это тем, что предоставление борта под нужды туристов ослабит обороноспособность страны. Тем не менее, проект распоряжения все же появился и сейчас проходит процедуру согласования. Документ получил одобрение в восьми ведомствах из одиннадцати. Очевидно, что правительство утвердит распоряжение не ранее, чем через несколько недель, если не месяцев. Свет в конце туннеля Местные туроператоры, вместе с тем, предлагают воспользоваться помощью соседей. По мнению представителей отрасли, забрасывать альпинистов на Хан-Тенгри можно вертолетом Военно-воздушных сил Казахстана. Соседняя республика была готова пойти на такой шаг с учетом межправительственного соглашения между двумя странами об использовании воздушного пространства. Казахстан сделал официальный запрос на разрешение посадки в необходимых точках района пика, находящихся под юрисдикцией Киргизии, но получил отказ. Генеральный штаб ВС Киргизии сообщает, что пролеты иностранных судов на приграничной территории КР временно запрещены. Причина не объясняется. Когда будет снят запрет, также неизвестно. В то же время о желании принять участие в программах горного восхождения предварительно заявили более пяти тысяч человек из 18 стран. Но, судя по информации от Ассоциации туроператоров, удовлетворить их просьбу Киргизия уже не сможет. Кстати Согласно рейтингу Британского общества пеших туристов, Киргизия входит в пятерку лучших стран для приключенческого туризма в 2018 году. Между тем Департамент туризма министерства культуры Киргизии разработал маркетинговую стратегию страны, где определены пять стран, с которыми республика будет работать в 2018 году. В приоритете - Узбекистан, Таджикистан, Россия, Объединенные Арабские Эмираты и Германия. Авторитетно Владимир Комиссаров, председатель общественного фонда "Спасение в горах": - Спасательные операции проводятся не бесплатно. За аренду вертолета приходится платить до 20-30 тысяч долларов - за один полет. Один час работы борта обходится примерно в 3000 долларов. Страховки туристов покрывают расходы. Этих денег хватило бы на ремонт вертолетов. Средний оборот по приключенческим направлениям одной только турфирмы оценивается в 250 тысяч долларов. Даже если половина отдыхающих откажется ехать в Киргизию, убытки будут колоссальными, пострадает имидж республики. Нас могут автоматически занести в "черный список" стран, не рекомендованных к посещению.