По мандату в мавзолей, или Особенности национального туризма в России
МОСКВА, 2 ноя — РИА Недвижимость. С давних времен путешествия рассматривались как способ обогащения — и материального, и духовного. С развитием транспорта туризм стал массовым и начал приносить немалую экономическую выгоду городам. Сайт "РИА Недвижимость" вспомнил, как эта индустрия менялась в России на протяжении веков и какой стала сегодня. От Византии до Мекки В давние времена самостоятельно люди путешествовали крайне редко, обычно в дальние края их отправляли власти — чтобы узнать новые страны и города, чему-то там научиться у иностранцев, для установления политических и торговых взаимоотношений, а также для прокладки сухопутных дорог. Так, во времена Киевской Руси установились весьма тесные связи с Византией, что в итоге привело к принятию на Руси православия, отмечает pr-директор управляющей компании объединенной сети ТБГ и "Горячие туры" Ольга Иванова. На Русь приезжали иностранные послы и купцы. В XIV-XV веках единственная "торговая дорога", соединявшая русские земли с Византией и итальянскими городами, позже — с Османской империей, проходила по воде до порта Сурож (современный Сударк в Крыму), и она контролировалась Золотой Ордой. В Москве этих купцов называли сурожанами, говорит историк, автор проекта "Иди и смотри необычную Москву" Наталья Леонова. Въезд австрийского посольства в Москву Во времена Ивана Грозного на Русь случайно попал английский купец Ричард Ченслор. Он плыл на трех кораблях в Индию, но под Архангельском попал в сильный шторм, одно судно разбилось вдребезги, позже местные жители находили у побережья замороженные тела моряков. Выживших же, в том числе и самого Ченслора, доставили в Москву, рассказывает историк. "В итоге совершенно неожиданно начались торговые взаимоотношения наших стран: мы им поставляли рыбий жир, пушнину, воск, они нам — посуду и другие товары, которых у нас не было", — добавляет Леонова. Репродукция картины художника Константина Савицкого "Встреча иконы" из собрания Государственной Третьяковской галереи Внутренний туризм в те времена, по словам собеседницы агентства, выражался в первую очередь в виде паломничества в монастыри и лавры. За рубежом были свои яркие примеры, самый главный среди них — хадж — паломничество к Мекке. Поэтому у фамилий вернувшихся появлялась особая приставка — Хаджи. Но были и те, кто шел в Мекку, чтобы умереть. "Это считалось очень большим божественным благоволением умереть именно там", — поясняет Леонова. В поисках смысла В XVIII-XIX веках, с развитием дорожного сообщения между городами и странами, организацией пунктов смены лошадей и постоялых дворов, одиночных путешественников стало гораздо больше. Как рассказывает Леонова, в целом, таких туристов можно разделить на две основные категории. Это представители творческих профессий — архитекторы, скульпторы — которых отправляли на обучение за государственный счет, например, архитектор Константин Тон ездил в Рим за счет казны. И аристократия, которая путешествовала на собственные средства. Знать выезжала за границу учиться, также часто ездили в Европу на воды лечиться, что сопровождалось туристическими поездками. "Выходили в горы, дышать свежим воздухом, или, как Достоевский, уезжали смотреть новые города", — рассказывает автор проекта "Иди и смотри необычную Москву". В XIX веке многие отправлялись в далекие путешествия в поисках смысла жизни. Один из ярких примеров — путешествия художника Рериха, который начал, что интересно, с России. Рерих посетил 40 исторических городов в России, за это время создал около 990 этюдов, поднял вопрос об огромной художественной ценности русской иконописи и архитектуры. Он говорил, что "пора образованному русскому человеку узнать Русь", отмечает Леонова. Картина Николая Рериха "Кришна" Довольно много путешествовал и Антон Павлович Чехов, например, он часто бывал на лечении на водах. По словам Леоновой, в 1880-х годах, когда у него наступил своеобразных кризис после публикаций в разных юмористических журналах, он решил отправиться в далекое путешествие. Сначала он хотел в кругосветку, потом думал поехать в Среднюю Азию, в Персию (так до 1935 года в западных странах называли Иран). В итоге Чехов отправился на Сахалин, путешествовал по морю, плыл через Шри-Ланку, тогда еще английскую колонию. Каторжане перевозят бревна. Фотография привезена А.П. Чеховым из путешествия по Сахалину. Первые туробщества В 1845 году в Петербурге было основано Русское географическое общество. Это старейшее географическое общество в мире после Парижского, Берлинского и Лондонского. В числе его главных задач были сбор и распространение достоверных географических сведений, освоение Сибири и Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Мирового океана, развитие мореплавания, открытие и изучение новых земель, метеорология и климатология. Как отмечает Леонова, примечательно, что вступить в это общество мог кто угодно, то есть географом для этого быть было необязательно. "Вид на Лену между Якутском и Олекминском". Иллюстрация из альбома "Путешествие по Восточной Сибири И. Булычева, императорского русского географического общества действительного члена". 1856 г. Из фондов Государственного исторического музея в Москве. К концу XIX столетия начал зарождаться организованный туризм, говорит Иванова. Тогда стали создаваться общества туристической направленности, которые занимались организацией экскурсионных поездок, договаривались с гостиницами о специальных условиях размещения для своих членов, издавали путеводители и налаживали контакты с туристическими компаниями за рубежом. В качестве примера таких российских туркомпаний можно привести петербургское Общество велосипедистов-туристов, открытое в 1895 году. В 1900 году также был основан первый в России клуб альпинистов — Русское горное общество. Члены этого клуба изучали горы на практике, причем задумка организаторов заключалась в том, чтобы обыкновенные туристы тоже приносили пользу науке: их горные восхождения сопровождались изучением флоры и фауны и так далее, отмечает Леонова. Альпинисты а горах Тянь-Шаня Спустя еще десятилетие в Москве начались регулярные экскурсионные поездки для школьников. В 1910 годах подмосковные губернии начали отправлять учеников на экскурсии в Москву за счет московского губернского земства. "Начинались такие выезды 10 мая, заканчивались 20 августа. Дети знакомились как с древними памятниками: Кремлем, Красной площадью, Оружейной палатой, разными соборами, палатами бояр Романовых и другими, так и с жизнью современного крупного города. Также дети посещали политехнический музей, смотрели на научные новинки, и зоологический сад — будущий городской зоопарк", — рассказывает Леонова. Дадим по бюрократизму После революции граждане нового государства ездили за границу, чтобы знакомиться с технологическими новинками. А также с архитектурой — так, кстати, у нас появились "сталинские" высоки. Много кто ездил в США, поскольку, по словам Леоновой, эта страна тогда признала нашу. "Ильф и Петров после поездки сняли "Одноэтажную Америку", — добавляет она. Американцы помогали СССР, например предприниматель Арманд Хаммер. Он был лично знаком с Лениным, который ему выписал мандат на посещения в любое время дня и ночи. "Есть даже легенда, будто после смерти Владимира Ильича, когда он и лежал в мавзолее, Хаммер пришел к его дверям, но войти ему запретили. Тогда он достал мандат, и охрана его впустила", — отмечает историк. Первый временный деревянный Мавзолей был возведён ко дню похорон Владимира Ильича Ульянова (Ленина) (27 января 1924) Иностранцы приезжали в СССР с большим интересом: они хотели посмотреть, что происходит в России после свержения монархии. В 1930 годы, по информации Леоновой, например, приезжали Герберт Уэллс, Роман Ролан. Как рассказывает историк, после открытия метро в Москву прибыли английские инженеры, и особенно им понравилась станция "Кропоткинская". Они начали разыскивать архитектора — Алексея Душкина, а он в то время был под стражей из-за обвинений его брата в контрреволюционной деятельности. Архитектора сразу же выпустили, после он продолжил свой творческий путь. Наземный вестибюль станции метро "Кропоткинская" на Гоголевском бульваре Еще с начала XX века постепенно во всем мире и в России развивался автомобильный туризм, но тогда было недостаточно бензоколонок, потому поездки были возможны только не недалекие расстояния. К 1930 годам заправок в СССР стало ощутимо больше, и этот вид туризма начал развиваться быстрыми темпами, чему способствовали также разнообразные автопробеги, описанные в романе "Золотой теленок", с девизами вроде "дадим автопробегом по бюрократизму!", отмечает Леонова. Участники автопробега Москва – Кара-Кумы, кинооператоры Эдуард Тиссэ (слева) и Роман Кармен. Линия партии После Великой Отечественной войны некоторые открытые до этого города стали закрытыми для иностранцев, например, с 1959 года закрыли Горький (Нижний Новгород) из-за повышенного внимания иностранных гостей к расположенным там оборонным предприятиям. Также был закрытым Кронштадт, снова он стал доступен для посещений только в 1996 году. В СССР иностранных туристов пускали, но после серьезных проверок и в основном организованными группами. Заниматься приемом зарубежных граждан могли только государственные туристические организации, гидами и экскурсоводами могли работать исключительно сотрудники этих компаний. "Экскурсии устраивались по строго определенным маршрутам, в рассказах не допускалось никаких вольностей, баек и легенд, обязательно было придерживаться партийной линии. Старались меньше говорить об истории, редко называли имена бывших владельцев усадьб и зданий, упоминали только архитекторов, а затем много рассказывали о настоящем, о том, как теперь используется сооружение", — рассказывает Леонова. Группа канадских школьников на Красной площади в Москве Все эти правила касались не только иностранцев, но и отечественных туристов — партийной линии должны были придерживаться все без исключения. При этом самим советским гражданам было довольно сложно выехать за границу, особенно в западные страны. После распада СССР и открытия железного занавеса началось активное развитие выездного туризма, стала формироваться современная туристическая индустрия. Тогда возникали туристические операторы, занимающиеся организацией туров как за рубеж, так и по России, а также множество туристических агентств, в которых эти туры продаются. "Россияне, которые прежде не имели возможности выезжать за рубеж, начали открывать для себя мир", — говорит Иванова. Тренды современности Новым витком в развитии туристической индустрии в России, по словам Ивановой, стало проведение Олимпиады в Сочи, а также чемпионата мира по футболу 2018 года. "Очень показательным стало проведение ЧМ-2018, на который съехалось множество иностранных болельщиков. Чемпионат также способствовал росту активности перемещения наших сограждан внутри страны", — отмечает Иванова. К чемпионату готовились разные города страны, везде улучшалась инфраструктура, строились новые современные гостиницы. Сейчас практически в любом российском городе есть хорошие условия размещения, подходящие для гостей с любым бюджетом, отмечает кинопродюсер, учредитель российского клуба коллекционеров современного искусства Пьер Кристиан Броше. Как следствие, туристический поток иностранцев в Россию постепенно увеличивается. Например, по данным столичного департамента спорта и туризма, по итогам прошлого года Москву посетило 21,6 миллионов туристов. В 2018 году прогнозируется увеличение туристического потока примерно на 10%. Многие иностранцы особенно отмечают изменения в столице России, связанные с созданием новых пешеходных пространств, с тем, что в центральной части города убрали мешающие красивым фото провода, а также рекламные растяжки. Теперь Москва, по уровню своего развития, приблизилась к европейским столицам. "Москва действительно заметно изменилась в лучшую сторону. С точки зрения приезжего просто несравнимо с тем, что было 10-12 лет назад. Вообще, это очень впечатляющий город: и благодаря своим размерам, и особому менталитету жителей", — поделился своими впечатлениями немецкий инженер-технолог по технологиям водоподготовки и водоочистки Юрген Хайнрихмайер. Партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова отмечает, что для туристов важно, что город чистый, есть зоны для прогулок, парки, магазины в формате стрит-ритейла, разнообразные кафе и рестораны. Но в контексте иностранного туризма акценты немного сдвигаются — большинство тех, кто прибывает в Москву из дальнего зарубежья с целью туризма, путешествуют в составе групп. Это связано с визовыми формальностями и языковым барьером. Визовые трудности отмечает и Броше: "На мой взгляд, если бы визу в Россию можно было получить быстрее, то туристический поток увеличился бы". Впрочем, по словам Ивановой, власти помимо заключений двусторонних соглашений разными странами, готовы продолжать работу в направлении упрощения въездного режима в РФ, так как понимают, что отрасль способна принести весомый вклад в бюджет страны. "Также для туристов важны сувениры. С этим в Москве тоже произошли существенные положительные изменения. Если в 1990-е — начале 2000-х можно было купить только матрешки и шапки-ушанки, то сейчас — большое количество разнообразнейших изделий, как традиционных, так и модерновых форм и технологий. Например, ростовская финифть традиционно предлагала изделия религиозной тематики, а сейчас делает и серьги, и броши, и кольца очень оригинальных форм при сохранении традиций в технологии росписи", — говорит Смирнова. Для групповых туристов важно состояние объектов показа, интересная экскурсионная программа, организация работы наземного транспорта, и это в столице тоже улучшилось. Например, гораздо разнообразнее становятся экскурсионные программы. "Дело в том, что в последнее время многих экскурсантов уже не устраивают традиционные туры — растет спрос на необычные экскурсии. Но ими в основном пользуются сами же москвичи, желающие лучше узнать свой город", — заключает Леонова.