Эксперты поддержали стремление депутатов Госдумы упорядочить "дикий" туризм в России
МОСКВА, 6 ноября. /ТАСС/. Депутаты Госдумы от сибирских регионов планируют разобраться в вопросе обеспечения безопасности "диких" туристов, количество происшествий с которыми в последние годы растет, и предлагают ввести на уровне федерального закона обязательную регистрацию туристических групп, а также штрафы для недобросовестных инструкторов. Опрошенные ТАСС эксперты туристической отрасли считают такие меры эффективными, однако отмечают, что, помимо законодательных ограничений, безопасности туристов должно поспособствовать и развитие инфраструктуры. Ответственность "дикарей" Сегодня регистрация туристических групп в МЧС, которое в случае необходимости занимается их спасением, носит рекомендательный характер. По оценкам инициатора законопроекта депутата Госдумы Николая Будуева, представляющего в парламенте Бурятию, Иркутскую область и Забайкальский край, сегодня не регистрируются от 15 до 20% групп, отправляющихся на туристические маршруты. Между тем вопрос спасения попавших в беду туристов стоит очень остро: только в регионах Сибири, по данным Сибирского регионального центра МЧС, за последние пять лет около 200 - треть от всех спасательных операций - связаны именно с ними. За это время на маршрутах погибли 26 человек, 78 получили травмы. "Территории огромные, малонаселенные, найти группу, которая пропала - как иголку в стоге сена, привлекаются ресурсы для поисков и спасения. Это затратно, тяжело. Приходится спасать туристов, причем в той ситуации, в которую они бы не попали, если бы понимали меру ответственности за свои действия. Меры наказания, безусловно, необходимы", - сказал ТАСС Будуев. Согласно пояснительным документам к законопроекту (имеются в распоряжении ТАСС), предполагается ввести не только регистрацию тургрупп в МЧС в письменном виде с описанием маршрута, но и гарантию оплаты расходов на спасательные операции на маршрутах повышенной опасности. Она может быть обеспечена страховкой или собственными средствами туристов. Кроме того, на туристические организации, которые привлекают необученных инструкторов и подвергают клиентов опасности, предполагается налагать штрафы, сумма которых пока обсуждается. По мнению инициаторов законопроекта, сегодня внимание государства направлено на защиту прав туристов и обеспечении их безопасности, но вот об ответственности самих граждан речи не идет, поэтому в нем и возникла необходимость. Будуев пояснил, что его черновую версию планируется представить на рассмотрение профильной комиссии Госдумы до конца года. Он подчеркнул, что инициаторы были бы рады предложениям от общественности, организаций, министерств и ведомств, эксперты, которые напрямую занимаются проблемами туризма. Штрафы за экстрим В региональном управлении МЧС по Республике Алтай инициативу депутатов поддержали. "Нужно прописывать, какие маршруты опасны, что если люди уйдут туда, не предупредив никого, то они совершат административное правонарушение. И даже уголовная ответственность может наступать, если организатор похода повел туда людей, не предупредив, и кто-то погиб. Нужны подтверждающие документы, что у туристов есть подготовка. Надо дать полномочия спасателям - давать или не давать допуск [на маршрут]", - пояснила ТАСС начальник группы обеспечения информационного взаимодействия ГУ МЧС России по Республике Алтай Светлана Ляшко. На Кавказе - другом горном регионе, изобилующем сложными маршрутами, - спасатели также поддержали эту инициативу. Спасатель международного класса Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда МЧС России (Кабардино-Балкария) Азнаур Аккаев подчеркнул, что ранее у них были полномочия проверять группы восходителей на правильность оформления документов и маршрутные листы, соответствие участников сложности маршрута. "Раньше имели спасатели право повлиять на группу, вплоть до запрета на дальнейшее восхождение. Закон это позволял. Сейчас нет", - сказал он. Спасение в страховании Другой мерой может стать страхование путешествий по внутренним маршрутам повышенной опасности. Эксперты одобрили это нововведение, указав, однако, что оно требует проработки. По мнению Михаила Бостанджогло, и.о. замгубернатора по вопросам культуры, спорта и туризма Кемеровской области, где расположен один из самых популярных в России горнолыжных комплексов - Шерегеш, - можно включать страховку в стоимость проезда на подъемнике или в курортный сбор на горнолыжных курортах, где есть экстремальные маршруты. Практика страхования туристов уже применяется во многих странах мира, отметил он. "Например, если турист выезжает за рубеж, он страхуется по одним ставкам, а если он, выезжая за рубеж, катается на лыжах - это уже абсолютно другие ставки, они значительно выше, потому что экстремальный туризм влечет за собой более частые страховые случаи", - сказал он. Руководитель Адыгейского поисково-спасательного отряда МЧС России Дмитрий Голубев подчеркивает, что сегодня спасательные операции проводятся за бюджетный счет и дорого обходятся налогоплательщикам - час работы вертолета может стоить до 400 тыс. рублей. Если закон будет принят, в случае ЧП расходы компенсируют страховщики. Для туристического сообщества эта мера не станет серьезным новшеством, считают эксперты - многие приобретают страховку и сегодня. Для компаний, которые организовывают туры, страховка тоже не новость, хотя сегодня она остается добровольной. Развивать инфраструктуру и обучать туристов Помимо предложенных законодателями мер, обезопасить туристов могло бы также развитие инфраструктуры и обучение самих туристов, считают эксперты. Председатель туристической ассоциации "Большая Байкальская тропа - Бурятия" Андрей Сукнев привел ТАСС в пример "Байкальский проект" - программу повышения безопасности туристических маршрутов на Байкале силами волонтеров. За последние 15 лет волонтеры построили 15 мостов на реке Слюдянка: смертность туристов там сократилась до нуля, а турпоток вырос с 20 тыс. до 80 тыс. человек. По мнению Сукнева, при наличии тропы, турист вряд ли пойдет в опасные места. "На Шумаке (заповедник Шумак в Восточных Саянах на территории Республики Бурятия - прим. ТАСС), например, куда люди лет 70 последних ходят активно, по сути, нет тропы. Есть направление, но люди сбиваются, особенно в непогоду, снег, слетают, падают с гор. Нужно строить туристические тропы, проектировать, проходить процедуру общественного и экспертного обсуждения с созданием бизнес-плана и строительством. Если поток большой, то тропу строить, более устойчивую, с водоотводами, ступеньками, разворотными площадками, серпантинами", - считает Сукнев. Руководитель туристической компании "Горизонт-Экстрим" из Благовещенска Амурской области Владимир Гуторов во главу угла ставит систему обучения туристов. Он говорит, что нужно усилить работу в профильных кружках и секциях, а вот наказывать человека, попавшего в беду, смысла нет. "Система МЧС для того и существует, чтобы оказывать помощь. Люди ведь не планировали, что произойдет экстренная ситуация. А у нас в сотни раз сократилось количество туристических кружков, и поэтому наши дети, к сожалению, не умеют ориентироваться в лесу, не знают, какую одежду надеть. А из детей вырастают такие же взрослые", - резюмирует эксперт. Решения в регионах Между тем примеры усиления контроля над безопасностью туристов уже есть в российских регионах. После трагедии на Сямозере в Карелии, унесшей жизни 14 детей, отправившихся в водный поход, региональное законодательство было ужесточено. Как сообщил ТАСС специалист пресс-службы ГУ МЧС региона Алексей Ткачев, это дало результаты: с начала 2018 года в Карелии зарегистрировано около 700 туристических групп и помощь спасателей им не требовалась. Сейчас, прежде чем уходить на любой маршрут - пеший, водный походы на снегоходах, - туристы в Карелии обязаны зарегистрироваться и пройти полный инструктаж. Им ежедневно доводят прогноз погоды через ЕДДС районов, звонят специалисты МЧС. Подобная ситуация сложилась и в Архангельской области: в регионе определен алгоритм взаимодействия с МЧС и создан реестр маршрутов повышенной опасности, рассказала ТАСС замминистра культуры региона по вопросам развития туризма Светлана Зеновская. На Сахалине, где туристы могут путешествовать в полной автономности от 5 до 12 дней и где организуют ночевки в зимних снежных норах, по словам руководителя местной туркомпании "Адреналин-тур" Сергея Василенко, к каждому туру есть требования по физической подготовке и снаряжению. Если люди не взяли нужное снаряжение, его выдает компания, если человек не рассчитал свои силы - есть специалист, который сможет его эвакуировать. В Кабардино-Балкарии МЧС России организовало дежурство отдельных спасательных постов: на склоне Эльбруса, на высоте 4050 метров над уровнем моря есть "Приют-11", в Безенгийском ущелье - альплагерь "Безенги". Посты также есть в ущельях Чегемском, Адыр-Су и Шхельда.