Как путешественники наживаются на турфирмах
Британский турист попытался получить у международного туроператора компенсацию за испорченный отдых, а в итоге сам оказался должен 21 тысячу евро.
Еще один британец подал в суд на авиакомпанию из-за слишком тучного соседа, но проиграл. Российские туристы судятся не так часто, тем не менее прецеденты есть.
Суды нередко встают на сторону потребителя, но добиться компенсации за фальшивые моральные страдания не так просто. О том, как путешественники пытаются нажиться на турфирмах и чем это заканчивается, — в материале РИА Новости.
Лучшая кухня
Туристу из Великобритании попытка вернуть деньги за вполне удачный отпуск в Китае обошлась очень дорого. Он потребовал возмещения убытков от международного туроператора, мотивируя это тем, что на отдыхе заболел. По словам британца, из-за отсутствия гигиены и по причине плохой еды в отеле он отравился. Его мучили лихорадка, диарея, спазмы в животе.
При этом он сам же представил доказательства, что ничего подобного не было. В социальной сети турист писал, что китайская кухня оказалась лучшей из тех, что он когда-либо пробовал, на некоторых фотографиях вполне здоровый на вид мужчина сидит с бокалом пива. В итоге суд приговорил афериста к штрафу в 21 тысячу евро.
Другой британец попытался получить компенсацию у авиакомпании за то, что его соседом оказался очень тучный человек. Пассажир красочно описал свои физические и моральные страдания, даже сообщил, что из-за неудобств в перелете он не может выйти на работу.
Однако турист не смог объяснить, почему он не попросил бортпроводников найти ему другое место, а также то, как в таких стесненных условиях он проспал весь авиаперелет.
К дельфинам за 600 тысяч
"В России такая практика тоже есть. Кто-то оказывается недоволен отелем, кто-то экскурсиями, существуют и субъективные ожидания, которые не всегда оправдываются, — рассказывает юрист Ирина Доценко, специализирующаяся на делах турбизнеса. — Фемида обычно отказывает туристам в таких исках, хотя судьи, как правило, очень лояльны к потребителям. О больших штрафах речи не идет, но с турагентства или туроператора могут взыскать судебные издержки".
Эксперт привела в пример историю, когда путешественник потребовал у туркомпании вернуть 600 тысяч рублей из-за дельфинов.
"Мы представляли интересы организации, которая продала очень дорогую путевку в Бразилию. В стране туристы планировали посетить зоопарк и увидеть очень редких дельфинов. Но по приезде оказалось, что зоопарк закрыт на карантин",
— рассказывает Доценко.
Клиенты решили потребовать возврата всей суммы за тур, мол, только из-за этих дельфинов они и отправились в поездку. Суд удовлетворил претензию частично — и то лишь потому, что оплаченная экскурсия в зоопарк не состоялась. Доказать, что оказалась бессмысленной вся поездка, туристы не смогли.
Руководитель правовой службы Ассоциации туроператоров России (АТОР) Надежда Ефремова вспоминает случай, который чем-то похож на историю с британским туристом. Россиянин съездил на отдых, а спустя десять дней после возвращения обратился в турфирму с претензией на то, что во время отдыха он отравился. В путешествии никаких жалоб на здоровье он не выказывал.
"Большинство таких исков не подкреплены доказательствами и ничем не обоснованы, — поясняет эксперт. — Например, турист не воспользовался медицинской страховкой, а потом высказывает претензии туроператору".
Вернуть деньги за тур
Но даже если суд встанет на сторону потребителя, рассчитывать на большие суммы не стоит. Редко когда компенсация морального вреда превышает десять-двадцать тысяч, но вот вернуть средства за тур вполне реально. Например, семье из Орла удалось отсудить у турфирмы более 200 тысяч рублей из-за того, что пляж оказался очень грязным, в четырехзвездочном отеле не было мыла, а шведский стол ограничивался яичницей и морепродуктами. Другой турист смог после экскурсии стоимостью 77 тысяч рублей отсудить у туроператора 185 тысяч, куда вошли судебные издержки, неустойка, штрафы. Претензии заключались в том, что из экскурсии исключили посещение двух островов, на что рассчитывали отпускники.
Был случай, когда путешественнику удалось вернуть все средства, заплаченные за тур, из-за овербукинга. Туроператор предоставил равноценную замену, но аргументом в пользу туриста послужило то, в выбранном изначально отеле был единственный на весь Египет нудистский пляж.
А иностранной туристке, напротив, не понравилось обилие на пляже обнаженных тел. "Отдых был испорчен, так как мой муж все время смотрел на других женщин", — написала она, но в суд благоразумно решила не подавать.
В разумных пределах
Чтобы требовать компенсации, говорят юристы, нужны реальные основания и доказательства.
"Пассажир опоздал на рейс и обратился в банк с требованием сделать чарджбек, ведь услуга не была оказана, — рассказывает Александр Байбородин, руководитель юридической фирмы, специализирующей на проблемах турбизнеса. — После долгой переписки с банком клиенту отказали. Таким же образом некоторые граждане пытаются вернуть деньги при отказе от тура, ведь в таком случае туроператор имеет право удержать фактически понесенные им расходы, а при чарджбеке сумма возвращается полностью".
"Грамотный ответ на претензию — способ не доводить дело до суда, — предупреждает на своем сайте юридическая компания. — Более 85 процентов претензий туристов, по которым был дан ответ специалистами, разрешается во внесудебном порядке".
Александр Байбородин рассказывает, что нередки случаи, когда при спорной сумме компенсации в 30-40 тысяч рублей турист платит юристам от 40 до 60 тысяч, то есть больше, чем стоила сама поездка. Он уточняет, что потом в суде клиент требует от турфирмы возместить эти расходы: "Есть два варианта: недобросовестные юристы в сговоре с туристом "рисуют" чек, например, на 80 тысяч рублей или юристы реально берут столько денег, обещая выиграть в суде золотые горы".
Эксперт напоминает, что по закону суд взыскивает компенсацию за расходы на юристов "в разумных пределах" и обычно эти пределы не превышают по потребительским спорам десять-пятнадцать тысяч рублей.