Туроператоры, хотите миллионы из госбюджета?
Почему турфирма из Владивостока получила, а москвичи – нет 320 млн рублей было выделено в 2018 году из госбюджета на поддержку туроператоров внутреннего и въездного туризма. АЛЕАН, «Интурист», TUI Россия и другие московские туроператоры планировали бороться за субсидии, но не сделали этого. А вот «Диалог народов – 1» из Владивостока получил 6 млн рублей и купил новый автобус. Читайте о том, почему большая часть выделенных средств осталась неосвоенной и какова судьба программы субсидирования в 2019 году. «Исхитрись-ка мне добыть…» С самого начала было понятно, что никому государевы деньги не достанутся легко и просто. Для этого требовалось отправлять существенные потоки российских или иностранных туристов в республики Карелию, Алтай, Бурятию; в Приморский, Камчатский и Алтайский края; в Иркутскую, Сахалинскую, Тюменскую, Архангельскую и Вологодскую области. А также в Краснодарский край, но только не в Сочи и не в «высокий» сезон, а с января по май и с сентября по декабрь (за исключением новогодних каникул). При этом установлена минимальная продолжительность тура – от пяти дней. Количество туристов на одного туроператора в зависимости от региона должно было составлять от 150 до 500 человек. За каждого отправленного клиента обещали от 1 500 до 5 000 рублей в зависимости от региона. Проект призван «обеспечить прирост туристских потоков на приоритетных туристических маршрутах по России более чем на 100 тысяч человек в год», – говорится на сайте government.ru в комментариях к постановлению правительства о субсидировании внутреннего туризма. Московские туроператоры встретили идею с энтузиазмом, но по факту никто из них так и не принял участия в программе. Даже TUI Россия, хотя представитель этой компании (заместитель гендиректора Александр Сирченко) был в числе экспертов, привлеченных органами власти к разработке проекта, и очень ратует за его развитие. «Сама идея господдержки туроператоров въездного и внутреннего туризма очень позитивная и своевременная. В 2018 году она реализовалась менее активно, чем хотелось бы, потому что была запущена достаточно поздно – 28 августа, когда активный туристический сезон на большинстве направлений уже заканчивался. Нам и другим туроператорам просто не хватило времени, – пояснил Александр Сирченко. – Кроме того, рынку еще предстоит отрабатывать механизм подачи заявок и предоставления необходимых документов, этому тоже надо учиться». Километры документов Представители других туроператорских компаний федерального масштаба говорят, что от участия в проекте их остановили как раз многочисленные формальности, которые требовалось выполнить для получения субсидий. «Слишком сложная и объемная финансовая отчетность», – лаконично прокомментировали в «Библио-Глобусе». Исполнительный директор «Интуриста» Сергей Толчин добавил, что, судя по перечню документов, которые требуются от потенциальных участников программы, она рассчитана, скорее, на небольших локальных туроператоров, которые принимают клиентов на местах. Более конкретно высказался гендиректор компании АЛЕАН Илья Уманский: «Вот в чем фундаментальная сложность: для получения господдержки туроператоры должны были предоставить в Минкульт среди прочего номера договоров о реализации турпродукта, а в случае проверок предъявить и сами договоры. Этих документов у нас нет и быть не может, наши турагенты далеко не всегда готовы их предоставлять, тем более что там содержится конфиденциальная информация». Читая постановление о господдержке внутреннего и въездного туризма, начинаешь понимать, что подразумевают туроператоры под «слишком объемной финансовой отчетностью». Помимо договоров о реализации турпродукта для получения субсидий необходимы: «Копии документов, подтверждающих оплату оказанных на территории РФ услуг проживания туриста (туристов) в гостинице (гостиницах) и иных средствах размещения, включая услуги питания туриста (туристов), если услуги питания предоставлялись в комплексе с услугами проживания, заверенные руководителем туроператора, в том числе копии акта (актов) об оказании услуг по договору об оказании гостиничных услуг с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и периода проживания туриста (туристов)…» И это только часть списка. Таким образом, главная проблема для участников рынка оказалась не в том, чтобы отправить нужное количество клиентов в Бурятию, на Камчатку или на Черное море в феврале. «Это гораздо проще, чем выполнить все формальности, которые необходимы для получения субсидий», – комментирует представитель московской компании, пожелавший остаться неназванным. А вот региональных туроператоров препятствия формального порядка не останавливают. 6 млн рублей от государства В пресс-службе Министерства культуры РФ корреспонденту HotLine.travel предоставили следующую информацию. В рамках программы субсидирования внутреннего и въездного туризма с сентября по декабрь 2018 года заключено 43 соглашения с 27 туроператорами из Приморского края, Тюменской области, Республики Алтай, Республики Бурятия, Алтайского края, Иркутской, Архангельской и Вологодской областей. Пресс-служба не сообщает, скольким из 27 компаний удалось получить реальные деньги. Но доподлинно известно, что первый счастливчик – «Диалог Народов – 1» из Владивостока. Эта компания принимает в Приморье большие турпотоки гостей из Китая, Кореи, Японии: в прошлом году за «высокий» сезон – с мая по середину октября – обслужила порядка 17 тыс. клиентов. Поэтому выполнить «норматив», установленный Минкультом, для нее не составило никакого труда. Требования формального порядка, конечно же, оказались сложнее. В частности, первый вариант договора между «Диалогом народов – 1» и Минкультом забраковало Министерство финансов, пришлось дорабатывать. Но в итоге приморский туроператор смог выполнить все условия и получил в 2018 году четыре субсидии на общую сумму порядка 6 млн рублей. «Добавили еще своих денег и купили новый автобус», – поделилась достижением Евгения Белянина, директор «Диалога народов – 1». Видно, что она вошла во вкус и настроена продолжать участие в программе субсидирования. Еще бы, ведь при ее турпотоках можно было бы в 2019 году претендовать на очень солидные суммы – порядка 60 млн рублей за «высокий» сезон. Хватит на целый автопарк. С «первопроходцем» консультировались другие туроператоры Приморского края – «Катюша», «Спутник», «Гавань», «Ритм-10», кто-то из них тоже, наверное, получил субсидии, предполагает Евгения Белянина. Во Владивостоке разрабатывают новые программы, чтобы привлечь больше туристов и увеличить сроки их пребывания в России. Всех воодушевляет тот факт, что на господдержку в 2019 году планируется выделить больше средств – 800 млн рублей (против 320 млн в 2018-м). Но сейчас реализация программы тормозится по той причине, что туристическую отрасль, которую раньше курировал Минкульт, переподчинили Министерству экономического развития. Возьмите кадры из Минкульта! Пока неизвестно, кто будет заниматься проектом субсидирования в Минэке, говорят туроператоры. «Проще всего было бы взять из Минкульта кадры, которые в теме, – например, Евгения Шевченко, мы с ним уже отработали механизм взаимодействия, и он быстро поставил бы дело в Минэкономразвития», – считает Евгения Белянина. Но январь на исходе, туристы приезжают, а дело с субсидиями не движется. Редакция HotLine.travel следит за развитием событий. А пока можно сделать следующий вывод. Программа господдержки туроператоров въездного и внутреннего туризма – в целом рабочая, несмотря на все сложности формального порядка. Может быть, и неплохо, что это «наследство» Минкульта оказалось более привлекательным для региональных туроператоров, чем для московских. Главное, чтобы в Минэке его преумножили и сделали более доступным для участников рынка, а не задвинули в долгий ящик как слишком трудоемкий проект.