«Поезда – восхитительны; я обожаю их по-прежнему. Путешествовать на поезде означает видеть природу, людей, города и церкви, реки, – в сущности это путешествие по жизни» — так писала в своей автобиографии несравненная Агата Кристи.
Кто рискнет поспорить с женщиной, навсегда увековечившей «Восточный экспресс» — пусть даже теперь он ходит совсем по другому маршруту? В монотонном стуке колес есть какая-то неуловимая, неясная романтика, ради которой порой стоит пожертвовать собственным временем, выбрав билет на поезд вместо посадочного в быстрый авиалайнер. И вот перед тобой тянутся города и городишки, и ты видишь места, в которых, должно быть, так никогда не побываешь. Ты проникаешься духом страны, ее атмосферой, подмечаешь детали.
Точка отсчета любого путешествия по железным дорогам начинается на вокзалах — многолюдные или, напротив, утопающие в гудящей тишине станции и полустанки задают нужный тон и настраивают на нужный лад. Сегодня мы хотим рассказать вам о некоторых из самых красивых железнодорожных станций, рассеянных по всему миру. С российскими вокзалами вы наверняка и так знакомы, а вот многие зарубежные можете увидеть впервые.
Первый гудок паровоза разрезал тишину на вокзале Сан-Бенту в 1896 году, а сегодня из этого оживленного места отправляются поезда в пригороды Порту и Лиссабон. Своим незаурядным обликом португальский вокзал обязан архитектуру Маркизу да Силве, черпавшему вдохновение при его создании в парижской архитектуре XIX века. Внутри здание не менее прекрасно: художник Хорхе Колако потратил более 10 лет жизни на создание массивной фрески, украсившей стены главного зала. Труды его не были напрасны: даже опаздывающие торопливые пассажиры останавливаются на мгновение, чтобы хотя бы быстрым взглядом окинуть 20 000 расписанных вручную синих и белых плиток азулежу, изображающих историю перевозок.
Стамбульский Сиркеджи — еще один выдающийся памятник архитектуры. Здание вокзала площадью в 1,200 м² считается одним из наиболее известных образцов европейского ориентализма — в дальнейшем его рассматривали в качестве примера при возведении других сооружений в этом стиле. Сиркеджи был построен в 1890 году прусским архитектором Августом Ясмундом, читавшим лекции в стамбульской политехнической школе. До этого на его месте функционировал «временный» вокзал, который в 1883 году впервые встретил тот самый Восточный экспресс, курсировавший между Парижем и Стамбулом. К сожалению, в настоящее время вокзал утратил свой первостепенный статус, однако власти предпринимают попытки для его возрождения и включения в действующую транспортную сеть. На сегодняшний день Сиркеджи остается одним из немногих исторических зданий, которые никогда полностью не перестраивались.
Недалеко от Брюсселя находится Льеж, третий по величине город Бельгии, из которого скоростные поезда отправляются во Францию и Германию. Первая железнодорожная станция Льеж-Гийемен открылась в мае 1842 года, но современное здание, вошедшее в топ самых красивых вокзалов мира, появилось уже в XXI веке — если точнее, то после реконструкции 2009 года. Над дизайном, включающим множество элементов из стекла, стали и белого бетона, работал признанный архитектор Сантьяго Калатрава. В наши дни обновленная станция ежедневно принимает более 15 тысяч человек.
Из-за внушительного краснокирпичного фасада в неоготическом стиле Сент-Панкрас — один из 13 центральных железнодорожных вокзалов Лондона — кажется довольно мрачным, но стоит лишь оказаться внутри него, как впечатление меняется. Строительство огромной станции заняло 20 лет, и после окончания работ в 1868 году какое-то время арочный дебаркадер вокзала оставался самым большим в мире. Сент-Панкрас и прилегающая к нему станция построены по проектам архитектора Джорджа Гилберта Скотта и инженера Уильяма Генри Барлоу. Среди ярких деталей — бронзовая скульптура молодой пары «Место встречи» на верхнем этаже под вокзальными часами и статуя поэта Джона Бетчемана. Во время Второй мировой войны дебаркадер Сент-Панкрас подвергся частичному разрушению, но был благополучно реставрирован. Сегодня вокзал служит конечной станцией для высокоскоростных поездов Eurostar, связывающих Лондон с Парижем, Брюсселем и Лиллем, а также ряда пригородных поездов.
Город Данидин называют новозеландским Эдинбургом — даже его название на самом-то деле повторяет гэльское наименование шотландской столицы. Населенный пункт, окруженный живописными холмами и гаванью, может похвастаться прекрасно сохранившимися образцами архитектурного наследия викторианской и эдвардианской эпохи. В их числе и железнодорожный вокзал, который из-за витиеватого оформления прозвали «пряничным домиком». Сооружение, богато украшенное в стиле фламандского ренессанса с черепичным арочным оформлением и витражами, было закончено в 1906 году. Автор проекта — Джордж Александр Троуп. Сегодня станция полностью отреставрирована и является одним из самых фотографируемых объектов в стране.
В былые времена вокзал в самом центре Куала-Лумпура считался важнейшим железнодорожным узлом Малайзии. Он и поныне входит в число выдающихся исторических памятников города. Здание в колониальном стиле было построено в 1910 году по проекту английского архитектора Артура Хаббэка. В 1986 году, после открытия нового железнодорожного вокзала, KL Sentral утратил свое первостепенное значение. Тем не менее в 2007 году после реставрации в здании вокзала открылся Музей железнодорожного транспорта, посетители которого могут увидеть старинные паровозы и вагоны, а также другие экспонаты, связанные с железнодорожной тематикой. Часть экспозиции представлена непосредственно на платформах вокзала.
Первая станция на месте нынешнего вокзала появилась еще в 1862 году, но создатели прогадали с ее размером: она оказалась слишком маленькой и не справлялась с пассажиропотоком. Поэтому в 1904 году власти решили провести конкурс на новый дизайн сооружения. Из 21 проекта, представленного на суд жюри, выбор пал на постройку в духе национального романтизма — и тут вспыхнули жаркие споры: горожане хотели увидеть что-то более современное и практичное. К счастью, победивший архитектор Элиэль Сааринен и сам был не прочь возвести в городе нечто выходящее за привычные рамки. Так и родилась станция в стиле модерн, на строительство которой потребовалось десять лет.
Свои двери Центральный вокзал распахнул в 1914 году. Главным строительным материалом при его создании был гранит, который добывали на местных каменоломнях. Несмотря на то что сооружение лишено броских украшений, у него есть ряд особенностей: прежде всего скульптурная композиция «Четыре атланта» — четыре статуи часовых, которые держат сферические огни по обе стороны от входа терминала, а также огромные подвесные люстры и внушительное витражное окно.
Одна из самых оригинальных достопримечательностей Японии — железнодорожный вокзал Кинадзава. Как и в случае с Хельсинки, на его месте ранее уже существовала станция, открытая в 1898 году. Более века спустя ее решили обновить, и в 2005 году у вокзала Кинадзава появился новый вход со стеклянным куполом, напоминающим большой зонтик из алюминия и стекла, который защищает путешественников от непогоды и пропускает внутрь постройки солнечный свет. В самом центре вокзала припрятана еще одна достопримечательность — оригинальный фонтан из декоративного камня, который, помимо прочего, показывает время.
А вообще изначально идея о возведении столь масштабного объекта современной архитектуры в тихом городе была принята не слишком радужно: скептики уверяли, что проект никак не сочетается с историческим обликом вокзала. С тех пор многие поменяли свое мнение и у вокзала появилось немало поклонников среди местных жителей.
Своим названием железнодорожный вокзал, открывшийся 9 февраля 1851 года, обязан снесенным воротам Аточа: в переводе с испанского это слово означает «испанский дрок» — низкорослый кустарник с мелкими желтыми цветами. Вплоть до 1992 года Аточа считался самым большим железнодорожным вокзалом Мадрида, однако после сильного пожара, повредившего историческое здание, рядом с ним пришлось построить новое, более современное, из которого теперь отправляются поезда и электрички на юг, восток и запад страны. В старом же корпусе разместились магазины, кафе и ночной клуб. Но самая яркая особенность Аточи — зимний сад с пальмами и другими тропическими растениями, достигающих высокой стеклянной крыши, и небольшим бассейном, в котором живут черепахи, — не удивительно, что именно в этой части пассажиры предпочитают коротать время перед отправлением.
Расположенный в Париже вокзал получил свое название в честь города Лион, и это один из 6 крупнейших железнодорожных терминалов во всей Франции. Его строительство было приурочено к Всемирной выставке 1900 года — здание и поныне считается образцом архитектуры своего времени: тут есть и башня с часами, и стеклянный потолок, укрепленный стальными конструкциями. Здесь же расположен ресторан «Le Train Bleu», который в свое время посещали Сальвадор Дали, Коко Шанель, Бриджит Бордо. С Лионским вокзалом связана и самая страшная катастрофа в истории национальных железных дорог Франции: 27 июня 1988 года грузовой поезд с отключенными тормозами потерял управление и врезался в переполненный пассажирский состав. Тогда погибли 56 человек, около 50 было ранено.
Узнали? Вокзал Чхатрапати–Шиваджи (до 1996 года — Виктория-Терминус) — одно из главных мест действия фильма «Миллионер из трущоб». Строительство этой массивной станции, посвященной королеве Виктории, было завершено в 1888 году. Британский архитектор Ф. В. Стивенс постарался совместить в ней западный и восточный стиль, викторианскую неоготику и индийские архитектурные традиции. Так на вершине колонн, обрамляющих вход, появились дикие кошки: лев, символизирующий Великобританию, и тигр, олицетворяющий Индию. За свой уникальный облик здание удостоилось места в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня терминал соединяет Мумбай с пригородами — ежедневно его используют порядка 3 миллионов пассажиров.
В 2009 году Антверпен-Центральный занял четвертое место в рейтинге самых красивых вокзалов мира по версии американского журнала Newsweek. Облицованный камнем терминал был построен в 1895-1905 годах — дизайнер Луи Деласенсери спроектировал здание, использовав более 20 различных видов камня и мрамора и огромное количество позолоты и скульптур.
Деласенсери вдохновлялся римской архитектурой, но определенно использовал и свое воображение: хотя вокзал и относят к необарокко, на самом деле его довольно трудно причислить к какому-то одному конкретному архитектурному стилю. Впечатляющий арочный купол здания, изготовленный из стекла и железа, пережил бомбардировку Второй мировой войны, но из-за того, что станция была тупиковой, к середине прошлого века она пришла в забвение. В шестидесятых годах было разработано несколько проектов по сносу вокзала, а тем временем здание продолжало разрушаться: зимой 1978—1979 года с карниза упал камень весом в 300 килограмм. К счастью, никто не пострадал.
Реставрация вокзала началась только в 1998 году и завершились в 2009-м. Чтобы подарить Антверпен-Центральному вторую жизнь, его напрямую соединили с железной дорогой с северной стороны города. Сегодня с вокзала отправляются высокоскоростные поезда Thalys, связывающие Антверпен с Парижем, Брюсселем и Амстердамом, а также большое количество внутрибельгийских поездов.
Старейший и известнейший вокзал Нью-Йорка (а еще определенно горячо любимый кинематографистами), построенный Корнелиусом Вандербильтом в 1871 году, считается мировым рекордсмен по числу платформ (44) и путей (67). Он встречает путешественников тиканьем гигантских часов Тиффани, огромные циферблаты которых выполнены из опала, поэтому их стоимость оценивается в миллионы долларов. Другое достояние вокзала — куполообразный золотисто-аквамариновый потолок, расписанный знаками зодиака. Многие исконные элементы станции сохранились до наших дней: так, пассажиры по-прежнему могут приобретать билеты через оригинальные кассы с золотыми решетками. Кстати, все это богатство могло бы и не увидеть XXI век: в 50-е годы, когда эра поездов дальнего следования в США закончилась из-за развития авиаиндустрии и доходы стремительно падали, владельцы Центрального вокзала заговорили о том, чтобы снести его и построить офисное здание. Противостоять разрушительному плану вызвалась специальная комиссия, которой всячески содействовала Жаклин Кеннеди. Удивительное строение в стиле боз-ар удалось отстоять, поэтому шанс полюбоваться им есть и сегодня.