На самом деле задержки рейсов — вполне себе штатные ситуации, у которых может быть масса причин: от прямой вины авиакомпаний до форс-мажора. В любом случае поводов для паники нет, когда знаешь, что делать, если рейс задержали, куда обращаться за справками или претензиями, и, в конечном итоге, на какую компенсацию от перевозчика можно рассчитывать.
По международным правилам воздушных перевозок самолёт должен осуществлять посадку на полосу, которая хорошо просматривается визуально. Если идёт сильный дождь, наблюдается туман, или другие негативные погодные явления, посадка осуществляется на запасных аэродромах, а график следующих вылетов переносят.
Самая частая причина задержки и отмены перелета. Современные системы бронирования удобны, оперативны и просты в использовании, но малейший технический сбой может вывести из строя какую-нибудь базу данных. В результате — на конкретный борт покупается билетов больше, чем кресел в салоне. Авиакомпания в такой ситуации берёт вину на себя, вплоть до полного возмещения стоимости нового билета.
О таких факторах рядовой пассажир узнает в крайне редких случаях, ведь это колоссальный удар по репутации перевозчика. Тем не менее, в новостях периодически появляются и подобные формулировки.
К сожалению, единых законов не существует, каждая страна имеет право на «творчество», как поступать сторонам конфликта в спорных ситуациях.
Также согласно закону «О защите прав потребителей», если авиарейс задерживается по вине перевозчика, в пользу пассажира отчисляется компенсация в размере 25 рублей +3% за каждый час, но совокупная сумма не может превышать 50% стоимости билета.
Территория ЕС давно уже живет по правилам Монреальской конвенции о воздушных перевозках, согласно которой каждому пассажиру выдается за счет авиакомпании полноценный обед, два бесплатных звонка, электронных сообщения или факса, при условиях, если:
Вернуть полную стоимость билета без неустоек и комиссий любая европейская компания обязуется, только если самолёт задерживается минимум на 5 часов. Трансфер в отель и номер с удобствами предоставляются, когда рейс переносят на следующий день.
Соединённые Штаты Америки не подчиняются Монреальской конвенции, и авиакомпании имеют право устанавливать свои порядки для компенсаций. Они могут выглядеть примерно так:
Все остальные условия и обязательства прописаны в договоре перевозки, либо в дополнительной страховке, которая покупается отдельно в момент бронирования.
Важно: Страны Африки, Азии и Латинской Америки не имеют единой норм по обслуживанию пассажиров задержавшихся рейсов. Например, власти Египта обязуют перевозчиков полностью брать на себя все расходы, независимо от причин, а в Марокко действует Монреальская конвенция.
Самая неприятная ситуация, которая может возникнуть с туристом — это опоздание на второй рейс из-за задержки первого. Если билеты на каждый полетный сегмент покупались отдельно, то ответственность полностью лежит на пассажире, так что на вторую часть маршрута придётся покупать билет заново. Если же в маршрут прописан полностью, то за непредвиденные задержки и опоздания отвечает авиакомпания, и она обязана бесплатно заменить билеты.
Но что делать, если маршрут составной, и авиакомпании разные? Здесь работает правило одного альянса. Например, Аэрофлот входит в альянс SkyTeam, где также состоят AirFrance, Saudia, AeroMexico, KLM и другие гиганты. Другая российская компания S7 является участником альянса Oneworld вместе с American Airlines, British Airways, Iberia и Qatar. Соответственно, в одном билете могут быть разные перевозчики на отдельных сегментах.
Вопрос сложный. У авиакомпаний обычно страхование включено в стоимость билета по умолчанию, но при этом оно никогда не касается задержек. Тем не менее, всегда можно купить дополнительный полис, где будут прописаны все риски. Правда, компенсации по ним редко превышают 300 €, и то при условии, что самолёт задерживается больше, чем на 24 часа.