По данным Всемирной туристской организации ООН, число туристов увеличилось с 25 млн в 1950 году до 1,3 млрд в 2017-м, и уже 1,4 млрд — в 2018-м, и продолжает расти. Урбанизация, развитие транспортной инфраструктуры и гражданской авиации сделали путешествия более доступными.
Страны, принимающие туристов, вроде рады: гости тратят деньги в отелях, кафе и сувенирных лавках, платят за развлечения и доступ к достопримечательностям, пользуются транспортом. В Москве, например, в прошлом году туристы потратили рекордные 864 млрд рублей. А в целом в мире, как отмечают в ООН, туристический экспорт составил $1,7 трлн, это 7% от общего экспорта товаров и услуг.
Но когда туристов становится слишком много, это превращается в проблему. Экскурсионные автобусы и круизные суда загрязняют воздух, путешественники оставляют мусор, вытаптывают почву, делают надписи на стенах и скалах. Популярные туристические объекты вынуждены искать решения, которые позволили бы и гостей привлечь, и достопримечательности сохранить. В Венеции, например, то вводят запрет на вхождение в порт больших круизных лайнеров, то тестируют систему пропуска в отдельные районы через турникеты, то обсуждают введение дополнительной платы для "однодневных туристов". Актуальна ли эта проблема для России?
Россия принимает не так много туристов, как Франция (по данным Всемирной туристской организации, в 2018 году туда прибыло 89 млн), Испания (83 млн) или Италия (62 млн). По словам вице-премьера Ольги Голодец, в прошлом году РФ посетили чуть более 24 млн иностранцев. Но и это создает проблемы для самых популярных объектов.
Например, Музеи Московского Кремля в 2018 году приняли почти 2,87 млн человек при норме 1,8 млн. В учреждении говорят, что чем больше людей, тем сложнее поддерживать температурно-влажностный режим, необходимый для сохранения 300-летних фресок. "Кроме того, в толпе люди вольно или невольно соприкасаются со стенами, это также наносит вред фрескам", — добавили в администрации музея.
Чтобы сохранить экспонаты, в соборах перед фресками и порталами установили защитные стеклянные экраны, в Патриаршем дворце и церкви Двенадцати Апостолов — специальные витрины с подсветкой перед иконами. В Оружейной палате ввели ограничение по числу посетителей: одновременно там могут находиться не более 450 человек.
В "Царское село" (почти 4 млн посетителей в 2018 году) каждое лето выстраиваются огромные очереди, в которых иногда возникают конфликты. Екатерининский дворец построен по принципу анфилад, что осложняет перемещение внутри, и в результате в течение 12 рабочих часов помещения заполнены непрерывным потоком посетителей. "Температура в залах в дневные часы поднимается до 27,5 градусов. Это не лучшим образом влияет на экспонаты, золоченую деревянную резьбу залов, наборные паркеты из ценных пород дерева, янтарные панно", — пояснили в учреждении.
Парки музея страдают от вандализма: посетители трогают скульптуры, расписывают мосты. В итоге в Екатерининском дворце провели расчеты и определили, что одномоментно в залах могут находиться не более 950 человек. Вход для организованных групп и одиночных туристов разделили, ввели именные билеты и увеличили часы работы. В парках установили посты охраны и добавили камеры видеонаблюдения. Сейчас музей разрабатывает возможность продажи билетов только через интернет, чтобы контролировать поток и "работать в нормальном режиме".
Петергоф в этом году уже принял 4,4 млн посетителей. Летом за один день здесь могут побывать более 50 тыс. человек. Люди вытаптывают газоны; бросают монетки в фонтаны, повреждая мраморную облицовку; пытаются открутить "на память" медные элементы фонтанов-шутих "Дубок" и "Елочки". Этим летом администрация была вынуждена закрыть лестницы у каскада "Золотая гора", потому что посетители забирались на них для фото и оказывались в опасной близости от скульптур XVIII века.
"В целом при таком туристском потоке все эти проблемы запрограммированы, и мы стараемся их решать", — отметили в музее и добавили, что каждый год пересматривают логистику потоков туристов, а летом вводят вход по сеансам.
С туристами "борются" не только музеи. Администрация Санкт-Петербурга, например, планирует установить сигнализацию на чердаках некоторых домов в центре города, куда водят незаконные экскурсии "по крышам".
Рядовые петербуржцы переживают за городские памятники, которые туристы "трут" на счастье. Елена Ларченкова в июле провела одиночный пикет у памятника Петру I рядом с Михайловским замком, держа в руках плакат: "Не чешите его, он же памятник! Не трите скульптуру — она не морковка!" Она отметила, что на барельефе, которым украшен постамент, натерты до блеска некоторые элементы, что в итоге может привести к их исчезновению, а чтобы отреставрировать барельеф, его целиком придется снимать. Девушка планирует провести такой же пикет у грифонов на Банковском мосту — недавно здесь закончили реставрацию, а позолота на крыльях уже стерлась.
Сложнее уследить за туристами на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Чаще всего страдают зеленые зоны, расположенные вблизи крупных населенных пунктов, как нацпарк "Лосиный остров", или особо популярные и доступные, как побережье Байкала.
Сейчас, чтобы посетить территорию Прибайкальского национального парка, нужно получить разрешение, а разводить костры, устанавливать палатки и проезжать на машине можно только в определенных местах. Но проблема в том, что разрешение дают всем, сетует руководитель программы по ООПТ "Гринпис России" Михаил Крейндлин. "Мой знакомый в США 12 лет ждал очереди, чтобы сплавиться в нацпарке Гранд-Каньон. Если бы он пропустил этот день, пришлось бы заново вставать в очередь, потому что там серьезно ограничено число посетителей. Практически везде в национальных парках, охраняемых территориях, существует лимит посетителей, и это регулируется разными способами. У нас этого нет", — отметил он.
О необходимости ограничить поток приезжающих на озеро говорил в июне спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов. "На Байкале как грибы строятся маленькие гостиницы, прямо на берегу озера. Ни у одной из них не строятся очистные сооружения, все идет в Байкал, тонны мусора валяются прямо на берегу", — рассказывал он. Пока, согласны в Минприроды, нельзя сказать, что на Байкале созданы условия для "устойчивого туризма", который позволяет знакомиться с природой, не нарушая ее целостности, но движение в этом направлении есть.
Уязвимым к массовому туризму оказался природный парк "Зона покоя Укок", связанный с "алтайской принцессой". Михаил Крейндлин говорит, что это уникальная территория, входящая в список объектов Всемирного наследия. "Сейчас Алтай раскручен, идет поток автомобильных туристов… В основном едут на тяжелой технике. А там горная тундра: несколько проездов на машине вне дороги, которых нет практически, и все, следы остаются навсегда. Не говорю уж про оставляемый мусор", — отмечает он.
Причем если ситуация на ООПТ еще как-то контролируется — там устанавливают видеокамеры, налаживают систему глубокой очистки сточных вод, сбора и утилизации мусора, обустраивают экологические и настильные тропы на особо уязвимых участках, как, например, в Долине гейзеров на Камчатке, — вне их границ она критична. В Минприроды рассказывают, что люди вытаптывают почву; оставляют мусор, из-за которого загрязняется земля, гибнут или травмируются животные; намеренно повреждают скалы, деревья и муравейники.
В июле из-за вандалов на несколько дней был вынужден закрыться самый крупный на Кавказе некрополь в селении Даргавс: молодые люди вытащили черепа из могильника и выставили на оконные проемы, чтобы сделать фото для соцсети. Позже некрополь открылся и теперь работает под усиленной охраной и видеокамерами.
Во Владивостоке пока не знают, как предотвратить угрозу исчезновения уникальной бухты Кетовая (Стеклянная). Пляж бухты усыпан обработанными водой осколками стекла. Их собирают (иногда пакетами) и увозят с собой туристы. Из-за этого, прогнозируют ученые Дальневосточного федерального университета, уже через 20–25 лет бухта может превратиться в обычный пляж. Администрация города не может ничего сделать, так как участок земли принадлежит Министерству обороны, которое не планирует передавать его в муниципальную собственность.
Михаил Крейндлин сетует, что в российском законодательстве нет определения экологического и познавательного туризма, который может развиваться на природных территориях. Соответствующий законопроект разработан, но пока не принят. "Меры вводить нужно очень срочно, потому что некоторые территории уже деградируют. Речь идет о выживании некоторых видов", — поясняет он. В Минприроды сообщили, что пока новые нормативные акты в этой сфере не готовятся. "Современное законодательство позволяет обеспечить защиту природных комплексов и объектов", — отметили в ведомстве. Видимо, остается только контролировать его соблюдение и воспитывать туристов.