Почему туроператоры терпят фиаско на Хайнане
Неудачи с чартерами на Хайнань стали детонатором банкротства уже не одного российского туроператора. И это несмотря на колоссальные дотации, выделяемые китайскими властями за туристические авиарейсы. Курорт впору называть островом невезения для держателей полётных программ. В чём же причина?
Китайское чудо для ВИПов
Хайнань стал курортом в начале 90-х, когда получил статус особой экономической зоны с льготами для инвесторов. За 10-15 лет на острове сотворили чудо: построили аэропорт, дороги, коммуникации и, конечно, отели. Сюда пришли все солидные гостиничные бренды, сделав направление по-настоящему привлекательным.
Российские туроператоры начали проявлять интерес к Хайнаню в 1997-м после рекламных поездок из Москвы, Новосибирска и Хабаровска. А в следующем году были сделаны первые робкие попытки отправки туристов: в 1998-м на острове побывали 500-600 гостей из России.
Отдых на Хайнане предлагался как дополнение к экскурсионным программам по материковому Китаю. Туры были только на базе регулярных рейсов через Пекин, Гонконг и Шанхай, стоили дорого, поэтому туроператоры продвигали их сообща – в рамках Русско-китайского клуба. Он был создан по инициативе руководителя China Tour & Business Travel Сергея Джан Ша в 2003 году и объединил всех профильных туроператоров.
Бутиковый имидж направления полностью себя оправдывал: в то время отдых на Хайнане был экзотикой и привлекал платёжеспособную публику.
Вплоть до начала 90-х Хайнань был закрытой территорией, там находилась военная база. Ни о каком туризме не могло быть и речи: ведь чтобы просто попасть на остров, иностранцам требовалось специальное разрешение. Никто не мог представить, что через два десятка лет появится курорт мирового класса.
Самогон против «Креста»
Всё изменилось в 2005 году, когда авиакомпания «Трансаэро» стала назначенным перевозчиком на линии Москва – Санья и открыла эру прямых чартеров из России.
Поначалу места на бортах «Трансаэро» предлагались всем участникам пула «привилегированных партнёров» этой авиакомпании – так неформально называли туроператоров, имевших прямые контракты с перевозчиком. Но вскоре почти все кресла на лайнерах, летавших в Санью, стал выкупать «Южный Крест». Всем остальным приходилось брать у него места с наценкой.
Конкуренты попробовали договориться с китайской авиакомпанией China Southern и снизить тарифы на стыковочные рейсы, чтобы конкурировать по ценам с «Трансаэро» и «Южным Крестом». Делегация туроператоров выпила много самогона с китайцами (см. стр.76), но безрезультатно.
Это вам не Турция!
Монополия «Трансаэро» и «Южного Креста» казалась незыблемой. Туроператор заполнял «Боинги-747» не только из Москвы, но и из Санкт-Петербурга. Туроператор открыл на Хайнане собственную принимающую компанию, в которой трудились около 50 гидов из России.
Быстро наращивать объёмы стимулировали невероятные доходы от продажи экскурсий и высокая комиссия от торговых точек и медицинских центров, услугами которых пользовались клиенты. Всё это позволяло зарабатывать на месте до 150-170 долларов с человека. Для сравнения: в Турции прибыль обычно не превышает 30 долларов. Заработок можно было увеличить ещё и за счёт дотаций за авиарейсы, которые выделяли китайцы, но ставка на этот вид дохода в итоге сыграла с «Южным Крестом» злую шутку. А заодно и с его последователями.
Туроператор «Южный Крест» Андрея Кузнецова некогда был монополистом на Хайнане.
Путь к краху
Именно в расчёте на китайские субсидии в 2012 году «Южный Крест» начал отправлять чартеры из регионов. Самолёты авиакомпании UTair летали в Санью из нескольких городов, преимущественно сибирских. Однако загрузка бортов, несмотря на все усилия, а подчас и жёсткий демпинг, оставалась невысокой. «На региональные чартеры пересели туристы, которые раньше летали на Хайнань через Москву, но их оказалось недостаточно, чтобы заполнить лайнеры», – высказывает версию Анастасия Витушинская, исполнительный директор China Travel. Не способствовало росту спроса и то, что, в отличие от «Трансаэро», UTair не так легко удавалось найти общий язык с авиавластями острова. Самолётам периодически приходилось приземляться в Хайкоу, откуда путь до курортов неблизкий. Это вызывало недовольство путешественников. А в 2014-м ещё ударил и экономический кризис, заметно подкосивший интерес к выездному туризму.
У туроператора образовался кассовый разрыв. А UTair требовала плату за рейсы здесь и сейчас – летать в долг авиакомпания отказалась. Туры на Хайнань на тот момент занимали почти половину в общих объёмах продаж «Южного Креста», и остановка полётной программы в сентябре 2014-го привела к сходу туроператора с дистанции.
Желаете дотацию? Получите, если сможете
Послу ухода со сцены «Южного Креста» и «Трансаэро», ситуация на направлении изменилась.
Сначала полётные программы поставил «Русь Тур», принявший в штат ряд ключевых менеджеров «Южного Креста». Вскоре – ANEX Tour и TEZ TOUR. Но, пожалуй, наиболее агрессивно выступила «Жемчужная Река», заявившая о себе в 2017 году и начавшая выполнять полёты в Китай с весны 2018-го.
Молодой туроператор с ходу замахнулся на рейсы в Санью и Хайкоу из Москвы, Санкт-Петербурга и почти десятка региональных городов, претендуя занять на направлении былые позиции «Южного Креста». Ради этого компания не гнушалась демпинговать: цены на туры подчас опускались ниже 20 тыс. рублей с человека.
Решившись на масштабную экспансию, «Жемчужная Река», как ранее и «Южный Крест», сделала ставку на китайские субсидии – их суммы вызывают азартный блеск в глазах всякого амбициозного предпринимателя. Ведь за каждый авиарейс Москва – Санья, например, правительство Хайнаня компенсирует туроператорам 155 тыс. долларов. При себестоимости кресла примерно 700 долларов и загрузке самолёта в среднем 300 человек фрахт борта у авиакомпании обходится в 210 тыс. С учётом субсидии место на лайнере стоит заказчику чуть более 180 долларов. И это на дальнем направлении, куда 10 часов лёту! За рейсы в Хайкоу дотации ещё выше.
Искусственный остров Феникс создавался с претензией на конкуренцию с Palm Jumeirah в Дубае.
Только вот чтобы получить столь желанные суммы от китайских властей, нужно выполнить на Хайнань цепочку из как минимум 52 рейсов. А это «Жемчужной Реке» не удавалось – была бесконечная чехарда с заменой одних перевозчиков на других. 7 декабря прошлого года авиакомпания «ИрАэро» отменила за неоплату заказанные туроператором перелёты на Хайнань.
А 12 декабря за неисполнение обязательств перед туристами Ростуризм исключил из Федерального реестра туроператоров оба юрлица «Жемчужной Реки» – «Тревел Дизайнерс» и «Геркулес Трэвел». Без отдыха и денег остались 5420 человек. В общей сложности туроператор задолжал им более 355 млн рублей, однако фингарантии «Жемчужной Реки» в страховой компании «Орбита» составляли на порядок меньше, всего 20 млн. Ассоциация «Турпомощь» сообщила о том, что «распечатает» фонд персональной ответственности туроператора только в конце июля 2019 года. Но 300 тыс. рублей, которые предстоит разделить между всеми пострадавшими, – сущие копейки.
Моральным утешением для клиентов туроператора может стать уголовное дело в отношении гендиректора «Жемчужной Реки» – расследование завершено в начале августа, руководителю инкриминируется злоупотребление должностными полномочиями. А ранее в Китае были объявлены в розыск менеджеры принимающей компании туроператора Pearl River International Travel Company. Эта фирма упорно отрицала свою аффилированность с «Жемчужной Рекой», но, очевидно, китайские правоохранители сочли её аргументы неубедительными.
По какому пути пойдёт развитие направления дальше? Специалисты расходятся во мнении. Прецедент с уголовным преследованием предпринимателей с китайской стороны может усмирить пыл новых охотников за дотациями на авиаперевозку. Но с другой стороны, эта лазейка – сама по себе провокация для «горячих голов», которые всегда находятся в турбизнесе. Исходя из этой логики опытные турагентства внимательно следят за действиями туроператоров, чтобы вновь не попасть в ситуацию, когда вновь не повезло.