Россия не получает прибыль от китайского туризма. Почему?
Казалось бы, надо радоваться - деньги китайских любителей путешествий текут в российскую казну. Однако не будем спешить. Огромные возможности, которые сулит этот вид бизнеса, остаются нереализованными. Эксперты утверждают, что доходы от китайских туристов проходят мимо российского бюджета. Подсчитано, что средняя стоимость поездки в «страну березового ситца» на 7-9 дней составляет 5-8 тыс. юаней (45,5-73 тыс. рублей). Сюда входят расходы на транспорт, проживание, еда в формате «шведский стол», а также услуги китайского гида. Все это оплачивается еще на территории КНР. В Россию китайский турист везет лишь деньги на карманные расходы и приобретение сувениров - в среднем 2-3 тыс. юаней (18-27 тыс. рублей). Однако и эти деньги по большей части минуют наш госбюджет. Известно, что основные траты китайцев в России происходят в магазинах, торгующих ювелирными и сувенирными изделиями. Выручка таких магазинов составляет 4-5 млн рублей в день. Китайские турфирмы забирают себе треть суммы, которую потратили присланные ими группы. Еще треть забирает китайский гид. Оставшаяся сумма за вычетом издержек остается у китайского бизнесмена, контролирующего торговую точку. Гиды-китайцы, как правило, не имеют государственной регистрации и разрешения работать в музеях, а значит, российский бюджет ничего от таких гидов-нелегалов не получает. Львиную долю прибыли они отправляют на родину - фирмам, приславшим туристов. Российские туроператоры утверждают, что магазины «для своих» обычно оформляются на граждан РФ, однако «за долю малую» те ведут себя тише воды, ниже травы, ни во что не вмешиваясь. Всем заправляют китайские менеджеры, они же полностью контролируют оборот. Самыми распространенными нарушениями в магазинах и прочих заведениях «для своих» специалисты называют неучтенный оборот наличности, а также сделки через китайские платежные системы WeChat Pay и Alipay. Эти трансакции российские налоговики не фиксируют. По свидетельствам российских туроператоров, работающих с китайцами, фирмы КНР нередко продают соотечественникам туры ниже себестоимости. По словам исполнительного директора ассоциации «Мир без границ» Александра Агамова, демпинг с китайской стороны уже привел к тому, что многие российские компании ушли с рынка. Приходится констатировать, что постепенно в России создается китайская туристическая инфраструктура - магазины, рестораны, отели, транспортные компании «для своих». Разумеется, китайцы атакуют не только российский туристический рынок, вытесняя из него отечественный бизнес. Китайский турпоток нарастает и в других странах, например в Австралии. Однако австралийцы вынуждают китайцев пользоваться существующей инфраструктурой, не позволяя создавать собственную. С этой целью они предприняли целый ряд мер. Подготовка местных гидов, владеющих китайским, снизила спрос на «свои» магазины и рестораны. Также в австралийскую торговлю интегрировали платежи в системах Alipay и WeChat, к которым китайцы привыкли. «Сегодня китайский поток составляет 30% от всего въездного туризма. К 2025 году число туристов планируют удвоить», - напоминает Александр Агамов. А значит, необходимо научиться работать с китайскими туристами так, чтобы они пополняли не карманы теневых дельцов, не только китайский, но и российский бюджет. Игорь Минаев. Фото: Агентство «Москва»/А. Любимов