Авиация – 2020: история болезни
COVID-19 стремительно шагает по планете. Для избавления от вируса и предотвращения его распространения развитые страны вводят ряд мер по борьбе с ним. Введение обязательного карантина или режима самоизоляции неблагоприятно сказывается на практически любом виде бизнеса. Большинство стран закрывают воздушное пространство. И в первую очередь от этого страдают авиакомпании, занимающиеся в основном пассажирскими перевозками. Потребители отказываются от ранее запланированных поездок и возвращают деньги за билеты. Вдобавок содержание самолёта на земле обходится авиакомпаниям, как минимум, в два раза дороже, чем обслуживание его перед и после полёта. Таким образом авиабизнес по всему миру несёт огромные потери и большинство авиакомпаний рискуют обанкротится в ближайшие пару месяцев, не говоря уже о малых компаниях, которые уже разорились или находятся на грани. События, связанные с COVID уже имеют необратимые последствия для всех видов бизнеса, в том числе и для авиабизнеса, а надежды на улучшение ситуации пока не предвидится. Как чувствовал себя авиабизнес в самом начале пандемии? До того, как вирус вышел за границы китайского государства, авиационные перевозки находились в неплохом положении, начало 2020 года было хорошим для авиационной отрасли. В марте, когда воздушное пространство было ещё более менее доступно, но люди уже понимали, что тяжёлых времён не избежать, в авиации был зафиксирован рост запросов на организацию срочных рейсов, для вывоза пассажиров из разных стран на родину. Некоторые вывозили семьи из стран с заражёнными, некоторые возвращали детей из иностранных учебных заведений, ведь самолёт, как транспорт, является самым быстрым и безопасным. Проблемы, возникшие в авиационной отрасли с приходом COVID Как мы уже упоминали ранее, люди хотят возврата денег за билеты, а самолёты просто простаивают в ангаре с каждым днём требуя больших денежных вложений на их содержание. Помимо финансовых трудностей, проблема кроется и в том, что ограничения для полётов вводятся, в основном, в онлайн-режиме. Таким образом если рейсы какой-либо авиакомпании сегодня доступны, то завтра их уже может и не быть. Также для прибывающих из других стран вводится обязательный 14-дневный карантин. Данное правило, к сожалению или к счастью, не обходит стороной экипажи кораблей. И потому каждый экипаж может совершать полёт только один раз в две недели, что также затрудняет и без того сложную ситуацию. Руководителям полётов следует хорошо продумывать ситуацию и грамотно распределять обязанности и график экипажей. Таким образом становится ясно, что ситуация в авиационном бизнесе с каждым днём ухудшается. Как сейчас обстоят дела авиакомпаний? В целом по подсчётам Федерального агентства воздушного транспорта убытки российских авиакомпаний из-за закрытия международных рейсов превысят отметку в 100 миллиардов рублей. Ведомство видит единственным выходом для авиакомпаний избежать банкротства - полностью отменить или сильно сократить авиационные сборы. Из российских авиакомпаний на данный момент уверенно чувствует себя только “Аэрофлот”, хотя и его рейсы по большей части сокращены. Именно на него возложило надежды государство и поручило прямые пассажирские рейсы в столицы европейских стран и обратно (для вывоза граждан оставшихся за пределами родины) и грузовые рейсы (для оказания и принятия помощи между странами). Остальные же авиакомпании держатся из последних сил без надежды на скорую “развязку” ситуации и восстановление стабильной работы. Очень тяжело переживает ситуацию российская компания Utair, 15-го апреля гендиректор авиакомпании заявил, что из оборота было выведено более половины самолётов. “Уральские авиалинии” перепрофилировали большую часть самолётов из пассажирских в грузовые. Компания “Победа” с 1-го апреля прекратила все свои полёты, пообещав возобновить их в июне. А из зарубежных авиаперевозчиков в самом неблагоприятном состоянии находится El Al - крупнейшая авиакомпания Израиля. Рейсы последней были отменены не только между государствами, но и внутри страны, большинство её сотрудников не работают, а более 10% были уволены. Авиакомпании находятся в тяжёлом финансовом положении и пытаются освободится от растущих долгов, стараясь хоть как-то собрать часть необходимых для существования денежных средств. Некоторые вводят штрафы за отмену рейса, некоторые предлагают пассажирам страховку по завышенным ценам, кто-то просто отказывается возвращать деньги за билеты. Поддержка авиации в трудное время Развитые страны, по мере своих возможностей, оказывают поддержку авиакомпаниям в сложное для них время. Так, например, правительство США и власти ЕС разрабатывают меры поддержки авиаперевозчиков и в первую очередь речь идёт о финансовой составляющей компаний и ослаблении налоговых сборов. В России также вводится целый ряд мер, применяемых в авиационной отрасли для поддержания её стабильности. Среди них соглашение с лизингодателями о снижении цен, обнулении НДС и просто прямая финансовая помощь. Так глава государства предложил выделить авиакомпаниям 23 миллиарда рублей на содержание самолётов, выплату заработных плат сотрудникам и пополнение оборотных средств. К сожалению, данные меры пока находятся на стадии разработки, но уже сейчас ясно, что авиационная отрасль безусловно получит поддержку от государства. И пусть 23 миллиарда это даже не четверть от всех ожидаемых потерь, но это лучше, чем ничего. Чего ждать после карантина? К сожалению, ситуация не обещает явных улучшений после снятия режима самоизоляции и “победы” над вирусом. Первые полгода спрос на пассажирские авиаперевозки будет минимальным, так как гарантий не “подцепить заразу” в период спада количества заболеваний всё равно нет и быть не может. Длительное время понадобится населению любой страны, чтобы убедиться в безопасности передвижения, люди элементарно будут бояться второй волны заболеваний.