Росавиация и Роспотребнадзор договорились о новых правилах перевозок в условиях пандемии. Как коронавирус изменил требования к авиапутешествиям, телеканалу «МИР 24» рассказала генеральный директор Агентства по подбору и подготовке бортпроводников Анастасия Мирошниченко. - Пассажиры не могут подняться на борт без маски и перчаток. Экипажей это требование тоже касается? Анастасия Мирошниченко: Конечно. В новых правилах отдельно описаны все процедуры, которые касаются пассажиров, не только относительно действий сотрудников авиакомпаний, а еще аэропортов, а также требования для экипажей. Они обязаны носить средства защиты – маски, перчатки. Установлена частота смены перчаток и масок – в какой момент они должны поменять. Допустим, после контакта с пассажиром они обязаны заменить средства индивидуальной защиты, при уборке, после питания. Основное правило – раз в три часа менять маски и перчатки членам экипажа. По факту они делают это чаще, потому что периодически приходится очищать санитарный блок, при утилизации средств гигиены, при замене пассажирами СИЗов. Пассажиры также во время полета обязаны менять средства защиты за счет авиакомпании, которая предоставляет их на борту, если полет длится больше 3 часов. После проведенной процедуры бортпроводники тоже все меняют. Постоянный контроль за этим. К летному экипажу тоже жесткие требования – кабина абсолютно стерильна, все контакты с сотрудниками наземных служб пилоты производят вне кабины, при входе в нее они используют средства дезинфекции, заменяют перчатки, после входа в кабину они не могут снимать маски и перчатки, пока полностью не пройдет весь процесс вентиляции воздуха. Вентиляция воздуха сейчас – дополнительная сложная история, достаточно активно должен очищаться воздух, после каждого цикла, после того, как во время полета прошло очищение кабины, она герметично закрыта, пилоты могут снять маски и перчатки. Но в правилах написано, что не быстрее, чем через 15 минут после того, как они вошли в кабину и закрыли ее. - Предполетный досмотр изменился в новых правилах? Анастасия Мирошниченко: Брифинг, дебрифинг, все, что касается предполетного досмотра. Сейчас медосмотр остался, только на этом этапе есть термометрия. Как и пассажирам, экипажу бесконтактно замеряют температуру тела. Если она 37 градусов, заменяется член экипажа. Что касается брифинга, социальная дистанция предусмотрена во время взаимодействия членов экипажей, командир обязан следить за состоянием здоровья всех членов экипажа. Кроме показателей медицинских есть еще эстафета, командировки. Есть новые требования по доставке членов экипажей в аэропорт до вылета – авиакомпании максимально нужно обойтись без общественного транспорта, доставка происходит силами авиакомпании, обязательно с санобработкой транспортных средств перед и после доставки экипажей. При доставке между ними должна сохраняться дистанция. Когда они прилетают в другой город, они обязаны соблюдать требований страны или города, куда они прибыли, в соответствии с эпидемиологической обстановкой. Минимизированы контакты по прилету, написано, что нужно воздержаться от походов в магазины, в любые общественные места, то есть максимально держать социальную дистанцию. За этим очень строго следят, потому что обратное возвращение экипажа еще есть – замеряется температура в аэропорту, проходят они медосмотр. В российских аэропортах есть обязательный порядок медосмотров, в других странах на сегодня практически все ввели обязательный контроль. Еще это зависит от уровня риска аэропорта. В России сам аэродром принимает решение, какой у него уровень, от этого зависят меры. Для членов экипажей обязательными остаются замер температуры, медосмотр, ношение средств индивидуальной защиты и дистанция. - Сейчас достигнуты договоренности по схеме рассадки пассажиров, по порядку входа? Анастасия Мирошниченко: На сегодняшний день из методических рекомендаций Роспотребнадзора требования по рассадке пассажиров удалены, но авиакомпании могут самостоятельно принимать решения о дистанции пассажиров. Те, кто могут себе позволить соблюдать дистанцию с помощью рассадки в шахматном порядке, если два места в блоке, если три места в ряду – делать одно свободное место между пассажирами – это на усмотрение авиакомпании. По решению Роспотребнадзора, тех требований, которые есть по средствам индивидуальной защиты, по термометрии, по отслеживанию состояния здоровья пассажиров, достаточно. - По питанию какие есть ограничения? Анастасия Мирошниченко: Питание предоставляется пассажирам только в герметичной упаковке – снеки, соки. Это обязательное требование. После приема пищи обязательно бортпроводники собирают все в специализированные пакеты, которые особым образом упаковываются, это отходы особого класса, уровня опасности, поэтому утилизация отходов происходит в аэропорту не как раньше. Уже другие мероприятия более сложного порядка. Питание в перспективе будет нормальным, на четвертом этапе отмены ограничений. Пассажиры, если приносят с собой продукты, они принимаются на борт строго в упакованном состоянии, как мы в Duty Free берем – идет строгая герметичная упаковка. Бортпроводники теперь должны следить, чтобы была герметичная упаковка. - Какие из действующих правил могут остаться в работе авиакомпаний на постоянной основе? Анастасия Мирошниченко: Надо еще сказать, что верхнюю одежду пассажиров надо складировать в пакеты и герметично упаковывать. Я считаю, что из правил на четвертом этапе останется ношение масок пассажирами. Все ожидают, что еще достаточно длительный период это будет продолжаться. Наверное, большая часть ограничений будет снята, останется опыт авиакомпаний в этой работе. Ситуация привнесла очень многое в управление, больше административные вещи, которые касаются управления авиакомпанией, они стали полезными для использования дополнительной реальности, IT-решений для управления и взаимодействия. Это точно стало полезным и, наверное, останется. Что касается удобства для пассажиров, наверное, внимание к здоровью останется еще длительное время. Если термометрию уберут, в любом случае, будет некое отслеживание и контроль за состоянием пассажиров, более пристальный, чем он был ранее.