Гражданская авиация России восстанавливает объемы перевозок
Гражданская авиация России начинает быстро оживать после самого серьезного падения объема перевозок, вызванного паднемией коронавируса. Данные систем бронирования свидетельствуют, что уже во второй половине июля внутренние авиаперевозки даже превысили докризисный уровень. Однако полное восстановление отрасли зависит от сроков открытия международных границ и ситуации с распространением корнавирусной инфекции у нас в стране и в мире. После провальных апреля и мая, когда из-за карантинных ограничений как внутри нашей страны, так и за рубежом объем перевозок российских авиакомпаний обвалился более чем на 90 процентов, ситуация начала меняться в лучшую сторону. Постепенный выход из карантина российских регионов способствовал восстановлению внутренних авиаперевозок. По данным Росавиации, уже в июне количество пассажиров, перевезенных на внутренних рейсах, составил 40 процентов от уровня прошлого года. Для сравнения: в апреле и мае этот показатель был на уровне 13 и 15,5 процентов. По предварительным данным ведомства, в июле российские перевозчики обслужили 6,72 млн. пассажиров, что составляет почти половину по сравнению с объемами за аналогичный период прошлого года. Эту информацию подтверждает и компания «Сирена-Трэвел» – крупнейший российский поставщик информационных технологий для предприятий авиационной отрасли. В компании рассказали ATO.RU, что в третье декаде июля общие объемы бронирований в системе «Сирена-Трэвел» на регулярные рейсы составили 89% от прошлого года. Эту отечественную систему сейчас используют свыше 500 агентств в России, странах СНГ и за рубежом для бронирования и продажи авиационных билетов более чем 170 авиакомпаний. При этом объемы бронирований на внутрироссийские рейсы даже выросли на 9% от уровня прошлого года. Онлайн продажи билетов на внутренние авиаперевозки в этот период подскочили на 22%, а на чартеры – на 62%. Пассажиры летят на юг В компании рост продаж на внутренние рейсы связывают, прежде всего, с высоким летним сезоном, когда при закрытых международных перелетах россиянам остается выбирать для отдыха местные курорты. «В лидерах, как и в прошлом году, преобладают южные курортные направления», отметил представитель «Сирена-Трэвел». С начала июня наибольшее число бронирований в системе компании пришлось на такие курортные направления как Симферополь, Анапа, Минеральные Воды и Сочи. Оба главных курортных аэропорта России – Симферополь и Сочи показали в июле рост пассажиропотока по сравнению с прошлым летом, обслужив 915 тысяч и 965 тысяч человек соответственно. Количество пассажиров, прошедших через главные воздушные ворота Крыма выросло на 5,5%, а количество регулярных рейсов – на 11%. Пассажиропоток аэропорта Сочи в июле вырос почти на 13%, а количество обслуженных рейсов на 10%. В аэропорту отметили, что в прошлом месяце были побиты рекорды по количеству обслуженных пассажиров в сутки, поставленные во время проведения Олимпийских игр и Чемпионата мира по футболу 2018 года. С 19 июля каждое воскресенье аэропорт обслуживал более 40 тысяч человек на прилет и на вылет, в то время, как максимальное количество пассажиров в сутки во время Чемпионата мира по футболу составило 37 тысяч человек. В Симферополе абсолютный рекорд суточного трафика для этого месяца зафиксировали 25 июля. В этот день аэропорт обслужил 39,8 тысяч пассажиров. А новый суточный рекорд за всю историю крымского аэропорта был установлен 15 августа, когда через аэропорт прошли 44,8 тысяч пассажиров. Когда важен внутренний рынок В лучшем положении сейчас оказались те авиакомпании, кто создал развитую сеть внутренних рейсов. С апреля крупнейшим авиаперевозчиком страны стала S7, у которой есть мощный хаб в Новосибирске. Уже в июне она смогла восстановить перевозки на 50%, а в июле – на 90%. По словам главы «Аэрофлота» Виталия Савельева, эта группа также наращивает объем внутренних полетов. «Сейчас у нас в сутки порядка 400 рейсов – это примерно половина от того, что мы делали в прошлом году в это время», рассказал он в недавнем интервью телеканалу «Россия 24». В июле объем перевозок материнской авиакомпании, которая традиционно фокусировалась на международных полетах, составил около 30% от прошлого года. Лучше чувствуют себя ее дочки, больше работающие на внутренний рынок. Объем перевозок «России» восстановился наполовину. А локукостер «Победа», который полностью прекратил полеты в апреле и мае, смог в июле перевезти на 1,6% больше пассажиров, чем годом ранее. Она впервые стала второй крупнейшей авиакомпанией страны по количеству пассажиров после S7. «Аэрофлот» спустился на третье место, «Россия» стала четвертой. Пятерку замкнули «Уральские авиалинии», которые перевезли в июле на 41% меньше пассажиров, чем годом ранее. Прогнозы на будущее Основной вопрос, который сейчас волнует авиатранспортную отрасль стран, как быстро сможет восстановиться объем авиаперевозок. Очевидно, что основным препятствием для этого остаются карантинные ограничения. Можно ожидать, что после их снятия спрос на перелеты быстро восстановится. Это подтверждают в «Сирена-Трэвел», где обращают внимание, что глубина бронирований практически не изменилась и по характеру соответствует глубине аналогичного периода прошлого года. В компании отмечают, что каждую декаду отставание от прошлого года по объемам бронирований сокращается примерно на 10%. «Но основная причина восстановления бронирований — это снятие ограничений на посещение тех или иных регионов», подчеркнул представитель «Сирена-Трэвел». Очередной позитивный сдвиг произошел в начале августа, когда российский власти разрешили международное авиасообщение с тремя странами: Турцией, Великобританией и Танзанией. С 14 августа возобновилось авиасообщение со Швейцарией. На первом этапе международные рейсы были доступны только из Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону. С 20 августа к городам вылета добавились Казань, Калининград и Новосибирск. Первая из перечисленных стран особенно важна, так как многие годы является крупнейшим международным направлением для российских авиакомпаний. В 2019 году отечественные компании перевезли на турецких направлениях регулярными и чартерными рейсами 11,8 млн пассажиров, что составило 9% всего пассажиропотока гражданской авиации России. Прямые перелеты на популярные у россиян турецкие курорты: Анталья, Бодрум и Даламан открылись с 10 августа. Регулярные и чартерные полеты в Турцию планировали начать «Аэрофлот», «Победа» S7, «Уральские авиалинии», Royal Flight, «Северный ветер», Azur Air, «Россия» и IFly. Дальнейшее открытие международных направлений, которые традиционное прибыльнее внутренних перевозок, будет иметь ключевое значение для российских авиакомпаний. Им предстоит пережить непростой низкий зимний сезон. Финансовая поддержка пострадавших от кризиса перевозчиков со стороны правительства ограничена в объемах. А на значительные государственные инвестиции может рассчитывать только группа «Аэрофлот». По оценке Савельева, внутренние авиаперевозки могут восстановиться к концу этого года, а международные — к лету следующего при условии снятие карантинных ограничений. «Все будет зависеть от ситуации с распространением коронавируса в регионах у нас в стране, в других странах и открытия границ», соглашается с ним представитель «Сирена-Трэвел».