Войти в почту

«Это в Москве денег от туристов некуда девать»: турагенты обсуждают новый договор туроператора Библио-Глобус

Новый агентский договор туроператора Библио-Глобус, опубликованный компанией на этой неделе, вызвал бурное обсуждение в среде представителей турагентств. Многие уверены, что документ ущемляет их интересы и не соответствует требованиям законодательства. Редакция TourDom.ru выяснила, что по этому поводу думают эксперты и представители самого туроператора.

«Это в Москве денег от туристов некуда девать»: турагенты обсуждают новый договор туроператора Библио-Глобус
© TourDom

Возмущение турагентств вызвала одна из первых же фраз нового договора, согласно которой все права и обязанности перед туристами по сделке, «заключенной турагентом в исполнение поручения туроператора, возникают непосредственно у турагента». Представители розницы уверены, что этот пункт противоречит нормам отраслевого закона, возлагающего ответственность за сформированный турпродукт на туроператора. Однако юрист Вадим Погорелов («Байбородин и партнеры») в ходе прямого эфира 23 октября сказал, что «страшный» пункт по сути воспроизводит 1005 статью Гражданского кодекса об агентском договоре. Однако это не отменяет действия отраслевого закона, конкретизирующего нормы ГК и разграничивающего ответственность между туроператором и турагентом. Кроме того, все точки над «i» в вопросе разделения ответственности уже давно поставил Верховный суд в соответствующем постановлении.

«Аналогичный пункт присутствует в каждом третьем туроператорском договоре. Это вариант психологического воздействия, чтобы агент более ответственно подходил к своим обязанностям», – сказал юрист.

В ходе эфира Вадим Погорелов прокомментировал и еще одно настораживающее турагентов положение договора: в случае аннуляции бронирования Библио-Глобус вернет деньги непосредственно клиенту. Это действительно новация, но, по мнению юриста, ничего плохого и противозаконного в ней нет: «Турист как заказчик турпродукта вправе обратиться напрямую к туроператору и потребовать возврат денег. И тот может удовлетворять такие претензии».

Правда, другой участник эфира, турагент Владимир Конев («Шик Тревел», г. Курск) обратил внимание, что прямой порядок возврата денег туристам может повлечь за собой увеличение налогооблагаемой базы розничной компании, использующей УСН: у агентства обязательно должен быть закрывающий документ от туроператора, иначе могут быть доначислены налоги.

Вадим Погорелов посоветовал турагентам внимательнее читать договор и обратить внимание на действительно важные пункты. Например о том, что стороны обеспечивают обмен информацией и документами в круглосуточном режиме. «Если происходят какие-то изменения, то агент обязан в течение часа сообщить туристам. На это почему-то никто не обратил внимание. А это куда важнее ссылки на 1005 статью ГК и прямого возврата денег», – сказал юрист.

Далее неизбежно возникает вопрос: акцептировать такой договор или нет? Выбор остается за турагентом, повлиять на содержание документа он вряд ли сможет, считает юрист.

Но, судя по гневным откликам турагентств, поступающим в редакцию, некоторые рассчитывают повлиять на позицию туроператора, появились угрозы приостановить продажи.

«Данный договор обсуждает более тысячи агентов. Агентства не хотят нарушать закон и подписывать договор, который предлагает подписать БГ», – сообщается в анонимном письме, полученном TourDom.ru.

Однако звучат и голоса тех, кто продолжит сотрудничество с туроператором. «Работать с БГ, конечно, будем и отказываться не собираемся. Это в Москве денег от туристов некуда девать, в регионах гораздо сложнее все», – сказал TourDom.ru Константин Пушкарёв, руководитель турагентства «Мир Туров» (г. Пермь).

Учитывая большой резонанс, редакция обратилась за комментариями к представителям туроператора. Там обращают внимание, что реальных изменений в тексте документа немного. «Договор идентичный по условиям с предыдущим договором с ООО “Туроператор БГ”, только он упорядочен. Изменения коснулись только возврата денежных средств. Учитывая последние события, когда очень много агентств закрылись или при получении денежных средств не производят возврат туристам, мы вынуждены были предусмотреть данные условия», – сообщили в компании. Представители туроператора добавили, что процесс подписания договоров идет «в таком же режиме, как и раньше».