Курорт "Архыз" в Карачаево-Черкесии привлекает все больше туристов не только в горнолыжный сезон, но и в теплое время года. Этому способствует неповторимая природа Северного Кавказа, активно развивающаяся туристическая инфраструктура, появление все более комфортных мест размещения. Турпоток на курорт, резко снизившийся в этом году из-за пандемии коронавируса, снова растет. О дополнительных возможностях развития туризма не только в Архызе, но и в республике в целом, а также о необходимости активного продвижения туристического потенциала Северного Кавказа в интервью ТАСС рассказала владелица пока единственного пятизвездочного отеля в горах Кавказа Arkhyz Royal Resort&Spa Рената Шюшайте.
— Рената, "Архыз" позиционируется как всесезонный туристско-рекреационный комплекс. Насколько, по вашему мнению, сегодня он соответствует этому статусу? Растет ли "летний" туристический поток? Зачем туристы едут в Архыз летом, когда нет возможности кататься на лыжах?
— "Летний" туристический поток однозначно растет. Изначально, когда "Курортами Северного Кавказа" (управляет рядом горнолыжных курортов на Северном Кавказе, в том числе "Архызом" — прим. ТАСС) задумывался горно-туристический кластер на Кавказе, предполагалось, что все эти курорты будут круглогодичными. Нужно было создать всесезонную инфраструктуру, которая послужит притоку туристического потока зимой и летом.
Сейчас "Архыз" — новый, молодой, развивающийся курорт, представляющий интерес для летнего отдыха. Конечно, есть проблемы роста и развития: может быть, та инфраструктура и летние виды отдыха, которые сейчас предоставляются, — в своем максимуме, но если в целом говорить, то "Архыз" — это та локация, в которой можно провести время как летом, так и зимой. Зимой это горные лыжи, сноубординг, снегоходы, а лето — это общение с природой: походы в горы, озера, водопады, всевозможные виды трекинга, терренкура, конные походы, чем я сама очень люблю заниматься. Это также маунтинбайк, туристические велосипеды, обсерватория, очень много исторических, культурных и природных достопримечательностей.
Что критично летом для отдыхающих — это купание. Понимая это, в нашем отеле мы очень много внимания уделили спа и аквазоне. Потому что все хотят купаться, и, если такая услуга не предусмотрена в гостиничном комплексе, это может сократить турпоток. Во всем остальном я считаю, что горы имеют большие преимущества перед прибрежным отдыхом.
— Этот год стал для туристической отрасли особенным: несколько месяцев она практически не работала из-за пандемии коронавируса. Насколько велики оказались потери? Удалось ли получить какую-либо поддержку от государства для их компенсации?
— Нас полностью закрыли 19 марта. Распоряжение о том, что отели могут работать, вышло 17 июля. Это была полная остановка деятельности, но мы не уволили ни одного сотрудника. В этом заключается наш ответственный подход, мы очень ценим команду отеля и работаем над тем, чтобы у нас была минимальная текучка кадров.
Мы, конечно, потерпели очень большие убытки — весь разгар летнего сезона потеряли. Воспользовались компенсациями от государства, которые были предусмотрены. Это нам помогло частично возместить потери по выплатам заработной платы. Мы признательны правительству, которое не осталось в стороне и помогло нам частично компенсировать потери.
— Что происходит сейчас, когда многие ограничения сняты? Насколько активно туристы поехали в регион, как изменились их запросы, на что они сейчас прежде всего обращают внимание?
— Мы открылись тот же день, когда сообщили о снятии ограничений, потому что были мобилизованы, персонал был готов. Учли все требования Роспотребнадзора. Проработали весь этот период до сентября со стопроцентной загрузкой. Сейчас в нашем отеле каждые два часа проводится получасовая санитарная обработка, дезинфицируются все поверхности в общественных местах. В аквазоне введен режим сеансов: посетители заранее записываются на определенное время, что позволяет регулировать число гостей. Питание организовано с соблюдением социальной дистанции, измеряется температура гостям. Мы провели благоустройство территорий так, что пешеходные зоны предполагают обособленные индивидуальные прогулки. Наша работа и отдых гостей организованы таким образом, чтобы все было максимально безопасно. Особых дополнительных требований и запросов от гостей не получаем.
— Как идет подготовка к зимнему сезону? Рассчитываете ли на увеличение турпотока в этом году?
— Если сравнивать с прошлым годом, то не рассчитываем, так как у нас и так была стопроцентная загрузка. Очень надеемся, что все будут здоровы и эпидемиологическая обстановка не будет усугубляться. Готовимся к активному, трудоемкому зимнему периоду, придумываем шеф-меню, делаем инженерные улучшения для того, чтобы производительность повысилась, готовим ски-рум, уже планируем новогодние праздники — программу, детские активности. Также сейчас начинается монтаж ролика, который популяризирует сам курорт "Архыз", отдых в горах, и рассказывает о том, как здорово жить в нашем отеле.
Меры безопасности в связи с пандемией — это, конечно же, новый опыт, но мы уже привыкли с этим жить. Все ограничительные меры продолжат свое действие. Уверенно могу сказать, что все гости комфортно и безопасно смогут у нас отдохнуть.
— Традиционно самыми популярными местами для отдыха в КЧР остаются курорты "Архыз" и "Домбай", Тебердинский биосферный заповедник и туристический комплекс "Медовые водопады". Какие еще направления, возможно, менее "раскрученные", привлекательны для развития туризма в республике? Знают ли о них туристы, проявляют ли интерес?
— Вся республика — это сплошное достояние. За годы работы в предпринимательской сфере я убедилась — здесь просто бескрайний потенциал развития. Сейчас, в эпоху урбанизации, люди приезжают к нам и с удовольствием наблюдают за отарами овец, лошадей. Многие туристы, живущие в городах, с трудом представляют, как делается творог, сыр, как печется хлеб. И туристы хотят погрузиться в эту среду.
Благодаря многообразию национальных и бытовых особенностей, которые можно развивать с точки зрения маркетинга и туристической привлекательности, горный экотуризм запустит в регионе множество интересных проектов.
Сейчас наша команда готовит проект по созданию горно-рекреационного комплекса, где туристы смогут познакомиться с местными видами ремесел и карачаевской породой лошадей. Предполагается конюшня с открытым манежем, различные виды горной хозяйственной деятельности — дом пасечника, дом пряжи, дом пекаря. Туристы смогут активно поучаствовать в различных процессах, например в сборе чая, изготовлении меда. Сейчас мы находимся на стадии проектирования, со следующего года планируем начать реализацию.
— В России в последние годы активно развивается деловой туризм. Какие возможности для этого есть в "Архызе" и в КЧР в целом, насколько они сегодня востребованы? Как сегодня развивается инфраструктура для бизнес-туризма в регионе и что, на ваш взгляд, необходимо для наращивания турпотока в этом сегменте?
— Деловой туризм востребован, если не брать во внимание 2020 год, когда HR и маркетинговые бюджеты урезали. Поэтому, если говорить нереферентно, для развития делового туризма в Архызе есть все возможности, как и в КЧР в целом. В нашем отеле регулярно проходят разного рода конференции, корпоративные мероприятия, семинары, бизнес-сессии. Инфраструктура для делового туризма предусмотрена: конференц-залы, специальная мебель, профессиональное оборудование. Все это создает пространство для комфортного делового общения и рекреационного отдыха. Дорога к курорту выстроена по всем мировым стандартам, сообщение хорошее. Период межсезонья — это идеальное время для корпоративного туризма.
— В чем, на ваш взгляд, основные проблемы развития рынка туристических услуг в регионе? И какими вы видите дальнейшие шаги развития туризма в Карачаево-Черкесии? Как туристической отрасли региона продвигать свои услуги, повышать привлекательность региона для туристов?
— Я отмечу дефицит квалифицированных кадров, а туризм основывается на хорошем сервисе. Также следовало бы больше внимания уделить полянам в долине Архыз: Таулу и Софийской (популярные места отдыха, от которых начинается большое количество горных маршрутов в Архызе — прим. ТАСС) — на мой взгляд, они довольно активно эксплуатируются, но являются слаборазвитыми по предоставлению услуг туристам. Сейчас никто эту деятельность не координирует, и долины могут пострадать. Люди едут за красивой природой, а если ее не сохранить, то она потеряет свою привлекательность, будут экологические проблемы. Природа — наш основной актив, без этого не будет ни туриста, ни коммерции. Чтобы проявить более осознанное отношение к природе, мы планируем организовать экологические лагеря в ноябре.
Для развития туристической отрасли не нужно ничего придумывать — все уже придумано. Не хватает маркетинга. Синергетический эффект будет намного лучше, если во все рупоры говорить о курортах республики. Горбачевская дача, которая находится в шедевральном месте, аланские храмы, которые целым комплексом сохранились, тоже достойны мирового внимания. Обсерватория, природные достопримечательности, которые просто устаешь перечислять, гастрономические места — для любой аудитории найдется предложение.
Также присутствуют стереотипы касательно сезонности: некоторые считают, горы — это что-то необустроенное, некомфортное. "Горы" равно "комфорт" — в этом направлении и следовало бы развивать маркетинговую стратегию региона.
Беседовала Мадина Эбзеева