Вертолеты являются важной частью гражданской авиации России. Они перевозят сотни тысяч пассажиров в год. Однако специфика их работы в труднодоступных регионах на сложных многоплечевых маршрутах, зачастую в отсутствие нормальной связи, затрудняла оформление перевозок согласно действующему законодательству. Современные цифровые технологии смогли решить эту проблему и предложить вертолетным операторам систему обслуживания пассажиров, подходящей специфике этого вида авиаперевозок. Россия – страна для вертолетов Вертолетные перевозки составляют небольшую, но важную часть гражданской авиации России. Если в 2018 г. этим видом транспорта было перевезено 426 тысяч пассажиров, то в прошлом году этот показатель вырос до 462 тысяч человек. Количество перевезенных грузов выросло с 13,9 тысяч тонн в 2018 г. до 17,5 тысяч тонн в 2019 г. Во многих регионах страны – на Севере и Дальнем Востоке, где низкая плотность населения и слабо развита транспортная инфраструктура вертолетные перевозки зачастую оказываются единственным возможным видом транспорта. Такие перевозки выполняют важную социальную задачу и обычно субсидируются местными властями. Кроме этого вертолеты в этих регионах используются добывающими компаниями, которые перевозят на них персонал и грузы на месторождения на континенте и береговом шельфе. В 2019 г в России на вертолетах было перевезено 462 тысячи пассажиров :: «Сирена» В последние годы пассажирские вертолетные перевозки также активно развиваются и вокруг Москвы и других крупных городов страны, где строятся новые посадочные площадки и вертолетные центры. Специфика вертолетных перевозок До недавнего времени перевозки пассажиров на вертолетах плохо стыковалось с существующими системами бронирования и продажи авиаперевозок. Последние разрабатываются в основном для самолетных перевозок и не всегда подходят для вертолетов, работа которых имеет ряд существенных особенностей. Зачастую перевозки пассажиров вертолетами происходят по сложным многосегментным маршрутам в удаленных населенных пунктах, где может вообще не быть аэропорта, внесенного в традиционные системы бронирования. Не всегда возможны и продажи этих билетов через такие системы бронирования, т.к. в пункте посадки может отсутствовать необходимое оборудование, агентская сеть или даже интернет-связь. Кроме этого корпоративные заказы от добывающих компаний могут включать перевозку вахтовиков или грузов по нестандартным маршрутам. Такие особенности по сравнению с пассажирскими перевозками на самолетах приводят к тому, что вертолетные операторы пытаются оформлять перевозку под видом авиационных работ. Однако подобная практика противоречит воздушному законодательству и может обернуться для вертолетного перевозчика серьезными проблемами. Так в 2011 г. арбитражный суд Хабаровска оштрафовал авиакомпанию «Авис-Амур», которая осуществляла массовые перевозки пассажиров по списку по договору с заказчиком в рамках аэровизуальных воздушных работ. В своем решении суд указал на противоправность таких перевозок, поскольку они нарушили правила воздушных перевозок пассажиров. Он напомнил, что по Федеральным авиационным правилам «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (ФАП № 82) перевозка пассажиров и грузов должна быть оформлена перевозочными документами: билетом, багажной квитанцией, грузовой накладной, ордером разных сборов, квитанцией для оплаты сверхнормативного багажа, квитанцией разных сборов или электронным многоцелевым документом. В соответствии с пунктами 78, 84 раздела VII ФАП № 82, пассажир допускается к перевозке при наличии билета, оформленного должным образом. При регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. Соблюдение авиакомпанией общих правил воздушных перевозок пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса РФ, является обязательным. Эти правила едины для пассажирских перевозок на всех типах воздушных судов. И сейчас у вертолетных операторов уже появился работающий инструмент для того, чтобы оформлять перевозку пассажиров по авиационным правилам в любой точке страны. Что такое «Трансхост»? Летом 2019 г. компания «Сирена» — крупнейший российский поставщик информационных технологий для предприятий авиационной отрасли начала внедрение своей системы «Трансхост» для вертолетных перевозок. Первым клиентом в вертолетном сегменте стала компания «Русские вертолетные системы» (РВС), один из крупнейших вертолетных перевозчиков в Московском регионе. Как рассказал ведущий менеджер по работе с авиакомпаниями «Сирены» Андрей Паутов, РВС оформляла через «Трансхост» перевозки пассажиров со своего аэродрома в подмосковном Подушкино до международного авиасалона МАКС в Жуковском в рамках проекта аэротакси HeliExpress. Система «Трансхост» является неотъемлемой частью цифровой платформы «Сирена-Трэвел» и была разработана для продажи мультимодальных перевозок. Она позволяет: управлять ресурсами перевозчика: формировать маршруты и на их базе составлять расписания, управлять рейсами и ресурсами мест на этих рейсах, публиковать тарифную информацию, управлять правилами продаж; бронировать и продавать саму перевозку и дополнительные услуги к ней (багаж, питание) и оформлять билет на рейс; управлять посадкой пассажиров на борт, высадкой пассажиров и контролем погрузки багажа; формировать отчетность о перевозке, перегружать данные об оказанных услугах как в бухгалтерскую систему или систему управленческого учета перевозчика, так и в системы надзорных органов. «Таким образом, мы покрываем все регуляторные риски вертолетных перевозчиков», сказал Паутов, отметив в качестве примера, что передача сведений в «ЗащитаИнфоТранс» в системе «ТрансХост» оформляется в один клик. Благодаря этим особенностям «Трансхост» подходит для вертолетных пассажирских перевозок. С ее помощью вертолетный оператор может при необходимости формировать много плечевые маршруты, включая кольцевые сегменты или ответвления. Все точки пути, будь то удаленный населенный пункт или посадочная площадка на месте добычи полезных ископаемых или прокладки трубопровода, теперь будут соединены в единый маршрут. Паутов привел пример с другим вертолетным оператором – компанией ПАНХ, которая с помощью системы «Трансхост» оформляет перевозку вахтовых команд на морское судно. Также система позволяет управлять рейсом в буквальном смысле «на ходу», уже после отправки воздушного судна в рейс. Продаже билетов на рейс может осуществляться после его начала вплоть до прибытия вертолета в точку назначения. Билеты может продавать агент в аэропорту или даже экипаж вертолета с помощью планшета с необходимым программным обеспечением, принимая любые формы оплаты. Экипаж может распечатать кассовую квитанцию и посадочный талон для пассажира. Также через планшет экипаж осуществляет регистрацию пассажиров на рейс. Система «ТрансХост» позволяет составлять и продавать вертолетные перевозки по нестандартным маршрутам, даже на борт корабля :: «Сирена» Важной особенность для вертолетных операторов является способность системы «Трансхост» работать автономно в случае отсутствия интернет-связи, например, на удаленной посадочной площадке. В этом случае автоматическое рабочее место на планшете экипажа вертолета автономно поддерживает всех процессы и функции системы без доступа к централизованной базе. Когда вертолет вновь оказывается в зоне покрытия связи с Интернетом, планшет передает по сети на центральный сервер данные о ресурсах, регистрациях, контроле посадки и другую нормативно-справочную информацию. По словам Паутова, для подключения к системе «Трансхост» достаточно стандартных компьютеров вертолетного оператора. «Сирена» поставит необходимое программное обеспечение, а при необходимости использовать автономные рабочие места порекомендует профессиональные планшеты российской разработки. «Любому вертолетному оператору по силам внедрить нашу систему, стоимость внедрения определяется индивидуально», подчеркнул менеджер. Он рассказал, что сейчас к системе «Трансхост» подключено уже семь вертолетных перевозчиков в самых различных регионах России. Помимо уже упомянутых РВС и краснодарской ПАНХ, ее установили вертолетные операторы «Гранат» (Приморский край, г. Артём), «Дагестан» (Каспийск), СКОЛ (Калининград), «Лукойл-Авиа» (Москва) и «Универсал-Авиа» (Симферополь). Сейчас «Трансхост» внедряет у себя крупнейший вертолетный оператор России и мира – компания «ЮТэйр – Вертолетные услуги». Она планирует использовать функционал системы для оформления перевозок для вахтовых групп своего заказчика – нефтегазовой компании. Корпоративный клиент перевозчика сможет подготовить и отправить заявку на формирование для него специального рейса. Получив положительный ответ от перевозчика, заблаговременно представить список пассажиров и оформить на них билеты. Посадка таких пассажиров на борт может осуществляться не по паспорту или иному официальному документу, удостоверяющему личность, а по идентификационным картам, которые выпускает заказчик для своих сотрудников. В «Сирене» также напомнили, что система «Трансхост» задумана как мультимодальная платформа. Поэтому она позволяет создавать стыковочные рейсы при перевозке различными видами транспорта и, таким образом, выстраивать и продавать маршруты «от двери до двери». Источник: ato.ru